Среди исходных предпосылок доктрины эволюционизма имеются следующие: 1)гипотеза об универсальной эволюции, или макроэволюции (от неживой материи к живой). – Ничем не подтверждено; 2)самозарождение живого в неживом. – Ничем не подтверждено; 3)такое самозарождение произошло только однажды. – Ничем не подтверждено; 4)одноклеточные организмы постепенно развились в многоклеточные организмы. – Ничем не подтверждено; 5)должно быть много переходных форм в макро-эволюционной схеме (от рыб к амфибиям, от амфибий к пресмыкающимся, от пресмыкающихся к птицам, от пресмыкающихся к млекопитающим); 6)сходство живых существ является следствием «общего закона эволюции»; 7)объяснимые с точки зрения биологии эволюционные факторы рассматриваются как достаточные для объяснения развития от простейших форм к высокоразвитым (макроэволюция); 8)геологические процессы интерпретируются в рамках очень длительных временных периодов (геологический эволюционный униформизм). – Весьма спорно; 9)процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках постепенного наслоения рядов ископаемых. Соответствующие контрпредпосылки доктрины креационизматоже основаны на вере, но имеют самосогласованное и не противоречащее фактам объяснение: 1)вся Вселенная, Земля, живой мир и человек сотворены Богом в порядке, описанном в Библии (Быт., 1). Это положение входит в основные посылки библейского теизма; 2)Бог сотворил по разумному плану и одноклеточные, и многоклеточные организмы и вообще все виды организмов флоры и фауны, а также венец творения – человека; 3)сотворение живых существ произошло однажды, поскольку они далее могут воспроизводить сами себя; 4)объяснимые с точки зрения биологии эволюционные факторы (естественный отбор, спонтанные мутации) изменяют только имеющиеся основные типы (микроэволюция), но не могут нарушить их границ; 5)сходство живых существ объясняется единым планом Творца; 6)геологические процессы интерпретируются в рамках кратких временных периодов (теория катастроф); 7)процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках катастрофической модели происхождения. Принципиальное различие доктрин креационизма и эволюционизма заключается в различии мировоззренческих посылок: что лежит в основе жизни – разумный план или слепой случай? Эти разные исходные посылки обеих доктрин в равной степени ненаблюдаемы и не могут быть проверены в научных лабораториях.