Древнейшие периодизации онтогенеза восходят к античности:Пифагор(VI в. до Р. Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20–40 лет), осень (40–60 лет) и зиму (60–80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию. Гиппократ(V–IV вв. до Р. Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на 10 равных семилетних циклов-этапов. Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А. Рославский-Петровскийвыделил следующие категории:- подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);- цветущее поколение – молодые (16–30 лет), возмужалые (30–45 лет) и пожилые (45–60 лет);- увядающее поколение – старые (61–75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше). Схожая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером(1854–1932 гг.), который разделил постнатальный онтогенез на семь этапов:- младенчество (от рождения до 9 месяцев);- раннее детство (от 10 месяцев до 7 лет);- позднее детство (от 8 до 13–14 лет);- юношеский возраст (от 14–15 до 19–21 года);- зрелость (41–50 лет);- старость (50–70 лет);- почетная старость (старше 70 лет). В педагогике нередко используется разделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1–3 года), дошкольный возраст (3–7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17–18 лет). В системах А. Нагорного, И. Аршавского, В. Бунака, А. Тура, Д. Гайера и других ученых выделяется от 3 до 15 стадий и периодов. Темпы развития могут различаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и в истории человечества неоднократно происходили эпохальные изменения темпов развития. Как минимум в течение полутора последних веков вплоть до последних 2–4 десятилетий наблюдался процесс эпохальной акселерации развития. Проще говоря, дети каждого следующего поколения становились все крупнее, раньше созревали, а достигнутые изменения сохранялись во всех возрастах. Эта удивительная тенденция достигла значительных масштабов и распространялась на многие популяции современного человека (хотя и не на все), а динамика полученных изменений была удивительно похожа для совершенно разных групп населения. Примерно со второй половины XX в. было отмечено сначала замедление темпа эпохального прироста, а в последние полтора-два десятилетия речь все чаще идет о стабилизации темпов развития, т. е. остановке процесса на достигнутом уровне и даже о новой волне ретардации (деселерации).