На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия. Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия: 1) состояние системы управления; 2) уровень развития производства; 3) тип организационной структуры; 4) тенденции действующей политики; 5) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала. На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала: 1) факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления; 2) факторы внешней среды; 3) факторы внутренней среды. Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие. Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь. Отличительные признаки инновационных предприятий: 1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей; 2) эта группа должна заниматься поиском источников информации; 3) стимулирование творческой активности персонала; 4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих; 5) строгая стратегия управлениями нововведениями. Способность определения приоритетов – важнейшее условие управления. На управляющих лежит ответственность за инновационную стратегию. Связанная с этим задача руководства состоит в следующем: 1) выявить управленческий потенциал; 2) периодически рассматривать потенциалы талантов их работников; 3) четко устанавливать цели управленческой подготовки; 4) выделять соответствующие ресурсы. Различают два типа инновационной стратегии: 1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке; 2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха.