Среда предприятия - совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмыи должны разрабатывать свою деятельность. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полнойнеопределенности, среда глубоко затрагивает жизньфирмы. Среда предприятия слагается из микросредыи макросреды. Микросреда (внутренняя среда)представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия каксовокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляемаи регулируема, чем внешняя среда. Внутренняясреда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Цельюанализа внутренней среды предприятия являетсявыявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешнимивозможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременнонадо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Элементы внутренней среды: производство(объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.), персонал (квалификация, производительность труда,текучесть кадров, стоимость рабочей силы и др.),организация управления (структура, методыуправления, уровень менеджмента, квалификация,интересы высшего руководства, престиж и имиджпредприятия.), маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговыйбюджет и его исполнение, маркетинговые планыи программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), финансы (вся производственнохозяйственная деятельность предприятия), культура и имидж (привлечение работников высокойквалификации, стимулирование потребителейк покупке товаров и т. п.)Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторыдемографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношенияпредприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. Внешняя среда предприятия - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельностипредприятия и оказывают существенное воздействиена него. Внешние факторы. 1. Факторы прямого воздействия (ближайшееокружение) - оказывают непосредственное влияние надеятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом). 2. Факторы косвенного воздействия (макроокружение) - не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим длявыработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительностьтруда и др.), социальные (население, менталитет),технологические (развитие науки и техники).