Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческойзадачи, так и факторов, возникающих при открытомвзаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совркупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к немуподразделяется на внешние и внутренние. Внутренние факторы - объективные критерии,которые определяют возможности предприятия пообеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести: 1) потенциал маркетинговых служб; 2) научно-технический потенциал; 3) производственно-технологический потенциал; 4) финансово-экономический потенциал; 5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав); 6) эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта; 7) уровень материально-технического обеспечения; 8) условия хранения, транспортировки, упаковкипродукции; 9) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствиис требованиями;10)подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;1 1)эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;1 2)уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;1 3)уровень сервисного и гарантийного обслуживания. Внешние факторы - социально-экономическиеи организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовыми неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует понимать: 1)меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную, инвестиционную политику,участие в международном разделении труда);административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации,правовую защиту интересов потребителей); 2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость,наличие и возможности конкурентов); 3) деятельность общественных и негосударственныхинститутов; 4) деятельность политических партий, движений,блоков, формирующих социально-экономическуюобстановку в стране. Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой - внешних по отношениюк нему факторов. В России управление деятельностью предприятияи обеспечение ему должного уровня конкурентоспособности в условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениямпроходят весьма сложно. Гибкое приспособлениек внешней среде, которая в нашей стране играетважную роль, - одно из условий функционированиясубъекта экономики. В настоящее время значениефакторов внешней среды повышается. Необходимподбор четко определенного конкретного наборафакторов, оказывающих влияние на работу предприятия в конкретный период времени.