Стратегия - обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Стратегия должна обеспечивать адаптацию предприятияк быстро меняющейся окружающей среде. Значение выработки стратегии, позволяющейпредприятию выживать в конкурентной борьбев долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии делфирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы,связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейсяокружающей среде. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит отпозиции фирмы на рынке, динамики ее развития,потенциала, поведения конкурентов, характеристикпроизводимого ею товара или оказываемых услуг,состояния экономики и др. Все подходы к разработке стратегии развития исходят из необходимости нахождения оптимальногосостояния между имеющимися на предприятии ресурсами и возможностями по их использованию с одной стороны, и удовлетворением запросов и требованиями рынка - с другой. Ресурсы - совокупность имеющихся либо доступных материальных и нематериальных составляющих деятельности предприятия: основных и оборотных фондов, финансовых и человеческих ресурсов,лицензий, патентов и т. п. Возможности предприятия - это то, насколькоэффективно и рационально фирма и ее руководствомогут распорядиться имеющимися ресурсами в условиях внешней среды. Таким образом, ресурсы характеризуют внутреннюю среду предприятия, а возможности в первую очередь ориентированы на внешнюю. Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные рынки,разработка нового продукта или переход в новуюотрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому предприятия, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним,находятся в гораздо лучшем положении для выборавариантов стратегии. Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывают возможности фирмы, в первую очередь степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит отпоставщиков или покупателей, что не вольна сделать выбор стратегии исходя из возможного болееполного использования своего потенциала. В этомслучае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все . остальные факторы. Возможности фирмы могут быть обусловлены также правовым регулированием поведения фирмы,социальными ограничениями, влиянием природнойсреды, политическими факторами.