Анализ конкурентных позиций предприятия нарынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию. Фактор это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так и в экономикев целом; фактор - это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающихвлияние на результат производственной, экономической деятельности. Факторы конкурентоспособности - это те явления и процессы производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменениеабсолютной и относительной величины затрат напроизводство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могутизменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. Факторы это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяютсредства и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует оговориться, что наличия самих факторов недостаточно для обеспеченияконкурентоспособности. Получение конкурентногопреимущества на основе факторов зависит от того,насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются. К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходовна них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию;наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;обеспеченность информацией, платежеспособностьосновных покупателей. Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов: 1) ресурсный - затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способноконтролировать повышение производительноститруда, капиталоотдачи, общей эффективностипроизводства, а следовательно, и ресурсныйфактор роста конкурентоспособности; 2) ценовой - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данныйфактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политикигосударства; 3) «фактор среды» - в данный фактор, по мнениюавтора, входят такие составляющие, как: экономическая и политическая обстановка в странеи степень воздействия государства на рыночногоконтрагента. Исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности предприятия предприятие неможет контролировать все факторы конкурентоспособности, поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает всеболее важное значение.