Классификация НПА по юр-ой силе и субъектам гос-ного правотворчества. Юр-ая сила явл-ся особым свойством НПА, определяет его место и роль в системе зак-ва, зависит от положения полномочия органа, издавшего акт, словом, устанавливается отношение одного акта с другим и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность НПА), где высшей юр. силой обладают законы. 1 Никто кроме органов законодат. Власти не вправе принимать или отменять законы (К-я РФ п. 1,2 ст. 105: ФЗ принимаются Гос-ной Думой, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ) 2. Все правовые акты гос-ва должны издаваться в соответствии с конституцией РФ, если подзаконный акт противоречит закону, то акт должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен (п. 1 ст. 15 К. РФ). 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению, кроме специально-уполномоченного на то органа зак-ой власти. Например, Конст-ый Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменит его может только сам зак-ый орган. По юр-кой силе все НПА делятся на зак-ны и подзак-ые акты. Закон –это НПА, обладающий высшей юр-кой силой, принимаемый в особом зак-ом порядке, регулирующий наиболее общ-ые отношения. Законы по своему значению и по юр-кой силе, делятся на основные и обыкновенные. Основные законы-это Конституции. 1. Конституция в отличие от др. законодательных актов, имеет основополагающий хар-р. народ является носителем суверинитета и единственным источником власти в правовом гос-ве, учреждает основы гос-го и конст-го строя посредством К РФ., она закрепляет общественно-экономический строй гос-ва, основные права, свободы и обяз-ти чел-ка и гражданина, основы организации и системы гос-ой власти и управления. 2. К. РФ явл-ся ядром системы права, она представляет собой базу для текущего зак-ва, определяет его хар-р. принципы и нормы К. РФ определяют всю систему текущего зак-ва, кот-ое развивает ее положения. К. РФ устанавливает сам процесс правотворчества: юр-кую силу, порядок принятия законов. 3. К РФ обладает высшей юр-кой силой и верховенством. Верховенство-утверждает подчинение деят-ти всех гос-ых орг-ов, общественных орг-ций, граждан принципам и нормам К. РФ. 4. К. РФ в отличае от текущего зак-ва хар-ся стабильность. (устойчивость, неизменность ее предписаний в течение длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок (гл. 9 К. РФ.) К РФ –это единый правовой акт, обладающий особыми юр-ми свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства гос-ва и общества, закрепляет охраняемые гос-вом права, свободы и обязанности чел-ка и гражданина. В соответствии с К РФ могут иные конституционные «органические» законны, также закрепляющие правовые основы гос-ва и общества (Закон «О Конституц-ом Суде РФ»). Обыкновенные законы – акты текущего зак-ва, которые посвещены различным сторонам полит-кой, эк-кой, соц-ой жизни общества, они делятся на текущие и кодифицированные Пример, НПА –закон о бюджете, который действует в течение определенного года, различного рода кодексы, уставы, положения, основы-кодификационные законы. Кодекс-единый НПА, систематизирующий зак-во какой-либо отрасли прав. В нем все, что необходимо для юр-го регулирования, той или иной группы отношений-общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений и правоохранительные нормы и т. д. Единая система материала, распределен по разделам и главам, соглассован. Структура кодекса: общая и особенная, Общие принципы и нормы которые определяют хар-р и содержание норм особенной части. Особую роль в системе зак-ва играют отраслевые кодексы они собирают во едино основные положения зак-ой отрасли, а все иные НПА данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. По хар-ру юр-ких норм содержащихся в кодексах подазделяются на материальные и процессуальные кодексы. Вжное значение имеет классификация законов по отраслям права: угол-ые зак-ны, законы о туде, фин-вые законы и т. д. Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых содержаться нескольких отраслей права (природоохранительные законы влючают в себя нормы админ-го, гр-кого права). В Федерациях особое место в системе источников права занимают ФЗ. Подзаконный акт – акт правотворчества который основан на законе и не противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общ-ым отношениям (это акты различных органов власти). По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на: общие (на всех лиц, находящихся на территории гос-ва- нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы Президента, постановления Правительства. В Президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы Президента обладают высшей юр-кой силой в системе подзаконных актов страны ), местные (подзаконные акты – органы исп-ой и представительной власти на местах), ведомственные (банковские, транспортные, правоохранительные) и внутриорганизационные.