В России до 1917 г. были распространены две теории самоуправления — общественная и гос-ная. Общественная противопоставляла м. с. гос-ному. Согласно этой теории местные сообщества вправе заниматься местными хозяйственными и общ-ными делами независимо от гос-ва, которое не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Гос-ная власть - рассматривала органы гос-ного самоуправления как часть гос-ного механизма. Дела, находящиеся в введении органов самоуправления, были и остаются по своей природе делами гос-ными. Действующие ныне в России демократические гарантии и институты самоуправления в основном сформировалась после вступления в силу Конституции РФ, принятой в 1993 г. Система институтов местного самоуправления в России составляют: 1) институты непосредственной демократии — собрания граждан по месту жительства, местные референдумы, выборы в органы местного самоуправления; 2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов (представителей), избранных демократическим путем всем населением муниципального образования. Представительные органы решают основные вопросы: принимают общеобязательные на территории муниципального образования правила включая его устав, утверждают местный бюджет и отчет об исполнении бюджета, принимают планы и программы развития муниципального образования, устанавливают местные налоги и сборы, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, контролируют деятельность иных органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) главы муниципальных образований (главы администраций, районов, главы районов, мэры и т. п.), избираемые непосредственно населением соответствующих поселений или представительными органами м. с. Они возглавляют деятельность по осуществлению м. с. на территории муниципального образования; 4) территориальное общественное самоуправление, т. е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и т. п.). Конституция РФ устанавливает, что м. с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях «с учетом исторических и местных традиций» (ст. 13 1). Организация м. с. строится на признании гос-вом автономии. Население вправе самостоятельно решать вопрос о том, кто именно будет представлять его в органах м. с. Органы гос-ной не могут образовывать органы м. с. или назначать должностных лиц м. с. Население представители самостоятельно определяют структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно К. РФ, органы м. с. самостоятельно управляют муниц-ой собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 1995 г., конкретизируя эти конституционные положения, к ведению местного самоуправления относит: - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - решение финансовых вопросов местного значения; -комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного назначения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения и многое другое. Органы местного самоуправления вправе принимать к рассмотрению и иные вопросы местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения, права и свободы граждан, соответствует материально-финансовым возможностям муниципального образования. Законодатель на уровне, как Федерации, так и субъекта Федерации вправе очертить круг вопросов местного значения. Предметы ведения муниципальных образований разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских (внутрирайонных сельских) муниципальных образований — уставом города (района). Законодательство РФ устанавливает исчерпывающий перечень полномочий в области местного самоуправления, которыми располагают органы государственной власти РФ и субъекта Федерации. За пределы этого перечня они не вправе перейти при решении конкретных местных дел. Гос-тво не может вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления своей компетенции, если; они не нарушают требований законности, гос-во может передать органам местного самоуправления отдельные гос-ные полномочия с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Органы самоуправления не вправе отказаться от получения таких полномочий, ибо их статус полностью определяется гос-вом. Что касается полномочий, передаваемых одним органом самоуправления другому, то такая передача может осуществляться только по договору между соответствующими сторонами. Как особый институт, отличный от государственно-властных учреждений, самоуправление характеризуется тем, что оно не входит непосредственно в структуру органов гос-ной власти. Это не означает, что гос-ные органы в пределах своей компетенции не вправе давать им указания по вопросам, связанным с их деятельностью, ибо грань между гос-ным управлением и м. с. регулируется гос-ными органами. Взаимоотношения гос-ных органов, решающих местные вопросы, и органов местного самоуправления определяются широкими формулами, позволяющими давать относительно вольную трактовку вопросам местного значения. Никакой орган гос-ной власти не вправе вмешиваться в решения местным самоуправлением вопросов его исключительной компетенции, если, конечно, его деятельность осуществляется в соответствии с требованиями законности. В соответствии с К. РФ установление общих принципов организации системы местного самоуправления является предметом совместного ведения РФ и. субъектов РФ. Местное самоуправление в рамках его деятельности, не противоречащей закону, неподотчетно никакому гос-ному органу. Гарантии местного. Местное самоуправление согласно К. РФ гарантируется органами гос-ной власти. Гос-ные гарантии призваны обеспечить реальность местного самоуправления. Принято подразделять гарантии на: экономические, организационные и юридические. 1. Экономические гарантии являются реальными, если соответствующие поселения располагают конкретными объектами собственности, включая землю, или в их распоряжении имеются необходимые финансовые ресурсы. Еще в 1991 г. в качестве особой разновидности собственности в РФ была выделена муниципальная собственность. К числу объектов муниципальной собственности отнесены: жилищный фонд и нежилые помещения, жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие соответствующие объекты, предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться объектами, находящимися в их собственности. Они могут передавать их во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицами сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки. Муниципальная собственность признается гос-вом равной с иными формами собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местные бюджеты. Гос-тво оказывает материальную поддержку местному самоуправлению, обеспечивая муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты. Если органы местного самоуправления выполняют отдельные гос-ные полномочия, связанные с дополнительными расходами, то эта их деятельность компенсируется гос-ными органами, принявшими соответствующие решения. 2. Гос-ные организационные гарантии - закреплении самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, в предоставлении возможности населению самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы м. с. Эти гарантии предполагают установление определенного порядка взаимодействия гос-ных органов и органов м. с., создание различного рода координационных, совещательных и иных рабочих органов. Обращения органов м. с. и должностных лиц м. с. подлежат обязательному рассмотрению органами гос-ной власти, гос-ными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Представительные органы м. с. обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ. Гос-во принимает на себя обеспечение профессиональной подготовки лиц, осуществляющих службу на должностях в органах м. с. Муниципальные служащие в отношении предоставления им льгот и гарантий приравниваются к гос-ным служащим. 3. Юридические гарантии предполагают принятие нормативных актов на уровне РФ и субъекта Федерации, которыми обеспечивается обязательность актов м. с. Законодательную основу м. с. составляют К. РФ и законодательные акты РФ, Конституции, уставы и законодательные акты субъектов РФ. Правовые акты органов м. с. не могут противоречить указанным актам. Но если акты органов гос-ной власти и гос-ных должностных лиц нарушают права м. с., то они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов м. с. и должностных лиц местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами. Неисполнение указанных решений влечет ответственность в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации. Правовые гарантии предполагают также возможность заключения договоров и соглашений между органами гос-ной власти и органами м. с. Органы м. с. издают нормы права, означает, что они осуществляют гос-но-властное регулирование. Конституционную формулу о независимости самоуправления от государственной власти не следует абсолютизировать. Если бы такая независимость была полной, то гос-во вряд ли наделило органы самоуправления правом издавать правовые акты. Отечественная модель соотношения государства и самоуправления, нашедшая отражение в К. РФ и ряде федеральных нормативно-правовых актов, в полной мере соответствует требованиям Европейской Хартии местного самоуправления. Тем не менее она еще далека от реализации. Причины тому самые разнообразные: недостаточная эффективность государственных гарантий самоуправления, отсутствие у населения опыта самоуправленческой деятельности, его неподготовленность к восприятию самоуправленческих институтов, невысокий уровень демократического сознания гос-ных и муниципальных служащих, слабое развитие демократических механизмов в деятельности гос-ного аппарата. Преодоление перечисленных трудностей могло бы стать существенным подспорьем в развитии механизмов самоуправления.