Шпаргалка по предмету "Экономическая география"


Российская модель местного самоуправления

В России до 1917 г. были распространены две теории самоуправления — общественная и гос-ная. Общественная противопоставляла м. с. гос-ному. Согласно этой теории местные сообщества вправе заниматься местными хозяйственными и общ-ными делами независимо от гос-ва, которое не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Гос-ная власть - рассматривала органы гос-ного самоуправления как часть гос-ного механизма. Дела, находящиеся в введении органов самоуправления, были и остаются по своей природе делами гос-ными. Действующие ныне в России демократические гарантии и институты самоуправления в основном сформировалась после вступления в силу Конституции РФ, принятой в 1993 г. Система институтов местного самоуправления в России составляют: 1) институты непосредственной демократии — собрания граждан по месту жительства, местные референдумы, выборы в органы местного самоуправления; 2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов (представителей), избранных демократическим путем всем населением муниципального образования. Представительные органы решают основные вопросы: принимают общеобязательные на территории муниципального образования правила включая его устав, утверждают местный бюджет и отчет об исполнении бюджета, принимают планы и программы развития муниципального образования, устанавливают местные налоги и сборы, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, контролируют деятельность иных органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) главы муниципальных образований (главы администраций, районов, главы районов, мэры и т. п.), избираемые непосредственно населением соответствующих поселений или представительными органами м. с. Они возглавляют деятельность по осуществлению м. с. на территории муниципального образования; 4) территориальное общественное самоуправление, т. е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и т. п.). Конституция РФ устанавливает, что м. с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях «с учетом исторических и местных традиций» (ст. 13 1). Организация м. с. строится на признании гос-вом автономии. Население вправе самостоятельно решать вопрос о том, кто именно будет представлять его в органах м. с. Органы гос-ной не могут образовывать органы м. с. или назначать должностных лиц м. с. Население представители самостоятельно определяют структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно К. РФ, органы м. с. самостоятельно управляют муниц-ой собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 1995 г., конкретизируя эти конституционные положения, к ведению местного самоуправления относит: - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - решение финансовых вопросов местного значения; -комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного назначения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения и многое другое. Органы местного самоуправления вправе принимать к рассмотрению и иные вопросы местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения, права и свободы граждан, соответствует материально-финансовым возможностям муниципального образования. Законодатель на уровне, как Федерации, так и субъекта Федерации вправе очертить круг вопросов местного значения. Предметы ведения муниципальных образований разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских (внутрирайонных сельских) муниципальных образований — уставом города (района). Законодательство РФ устанавливает исчерпывающий перечень полномочий в области местного самоуправления, которыми располагают органы государственной власти РФ и субъекта Федерации. За пределы этого перечня они не вправе перейти при решении конкретных местных дел. Гос-тво не может вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления своей компетенции, если; они не нарушают требований законности, гос-во может передать органам местного самоуправления отдельные гос-ные полномочия с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Органы самоуправления не вправе отказаться от получения таких полномочий, ибо их статус полностью определяется гос-вом. Что касается полномочий, передаваемых одним органом самоуправления другому, то такая передача может осуществляться только по договору между соответствующими сторонами. Как особый институт, отличный от государственно-властных учреждений, самоуправление характеризуется тем, что оно не входит непосредственно в структуру органов гос-ной власти. Это не означает, что гос-ные органы в пределах своей компетенции не вправе давать им указания по вопросам, связанным с их деятельностью, ибо грань между гос-ным управлением и м. с. регулируется гос-ными органами. Взаимоотношения гос-ных органов, решающих местные вопросы, и органов местного самоуправления определяются широкими формулами, позволяющими давать относительно вольную трактовку вопросам местного значения. Никакой орган гос-ной власти не вправе вмешиваться в решения местным самоуправлением вопросов его исключительной компетенции, если, конечно, его деятельность осуществляется в соответствии с требованиями законности. В соответствии с К. РФ установление общих принципов организации системы местного самоуправления является предметом совместного ведения РФ и. субъектов РФ. Местное самоуправление в рамках его деятельности, не противоречащей закону, неподотчетно никакому гос-ному органу. Гарантии местного. Местное самоуправление согласно К. РФ гарантируется органами гос-ной власти. Гос-ные гарантии призваны обеспечить реальность местного самоуправления. Принято подразделять гарантии на: экономические, организационные и юридические. 1. Экономические гарантии являются реальными, если соответствующие поселения располагают конкретными объектами собственности, включая землю, или в их распоряжении имеются необходимые финансовые ресурсы. Еще в 1991 г. в качестве особой разновидности собственности в РФ была выделена муниципальная собственность. К числу объектов муниципальной собственности отнесены: жилищный фонд и нежилые помещения, жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие соответствующие объекты, предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться объектами, находящимися в их собственности. Они могут передавать их во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицами сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки. Муниципальная собственность признается гос-вом равной с иными формами собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местные бюджеты. Гос-тво оказывает материальную поддержку местному самоуправлению, обеспечивая муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты. Если органы местного самоуправления выполняют отдельные гос-ные полномочия, связанные с дополнительными расходами, то эта их деятельность компенсируется гос-ными органами, принявшими соответствующие решения. 2. Гос-ные организационные гарантии - закреплении самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, в предоставлении возможности населению самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы м. с. Эти гарантии предполагают установление определенного порядка взаимодействия гос-ных органов и органов м. с., создание различного рода координационных, совещательных и иных рабочих органов. Обращения органов м. с. и должностных лиц м. с. подлежат обязательному рассмотрению органами гос-ной власти, гос-ными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Представительные органы м. с. обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ. Гос-во принимает на себя обеспечение профессиональной подготовки лиц, осуществляющих службу на должностях в органах м. с. Муниципальные служащие в отношении предоставления им льгот и гарантий приравниваются к гос-ным служащим. 3. Юридические гарантии предполагают принятие нормативных актов на уровне РФ и субъекта Федерации, которыми обеспечивается обязательность актов м. с. Законодательную основу м. с. составляют К. РФ и законодательные акты РФ, Конституции, уставы и законодательные акты субъектов РФ. Правовые акты органов м. с. не могут противоречить указанным актам. Но если акты органов гос-ной власти и гос-ных должностных лиц нарушают права м. с., то они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов м. с. и должностных лиц местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами. Неисполнение указанных решений влечет ответственность в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации. Правовые гарантии предполагают также возможность заключения договоров и соглашений между органами гос-ной власти и органами м. с. Органы м. с. издают нормы права, означает, что они осуществляют гос-но-властное регулирование. Конституционную формулу о независимости самоуправления от государственной власти не следует абсолютизировать. Если бы такая независимость была полной, то гос-во вряд ли наделило органы самоуправления правом издавать правовые акты. Отечественная модель соотношения государства и самоуправления, нашедшая отражение в К. РФ и ряде федеральных нормативно-правовых актов, в полной мере соответствует требованиям Европейской Хартии местного самоуправления. Тем не менее она еще далека от реализации. Причины тому самые разнообразные: недостаточная эффективность государственных гарантий самоуправления, отсутствие у населения опыта самоуправленческой деятельности, его неподготовленность к восприятию самоуправленческих институтов, невысокий уровень демократического сознания гос-ных и муниципальных служащих, слабое развитие демократических механизмов в деятельности гос-ного аппарата. Преодоление перечисленных трудностей могло бы стать существенным подспорьем в развитии механизмов самоуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.