Переход к рынку формирует объективную необходимость возникновения нового типа хозяйственника предпринимателя. Предпринимательство - это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкийкруг вопросов - экономических, организационноуправленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютнуюреализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечениеприбыли как вознаграждения за использованныеинтеллектуальные и личные ресурсы. Предпринимательство может проявляться в любойхозяйственной организации. Оно может быть дажена государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынкауспех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности для выполнения определенных целей. Функции предпринимателя. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работникис достаточными знаниями и умениями. Требуютсятакже денежные накопления. Вторая функция — организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение факторов производства, которое наилучшим образом способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, она связана с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научнотехнического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость,инициатива, новаторство. Совершенствуется информационное обслуживаниепредпринимательства, т. е. расширяется доступк новейшей информации в государственных органах,развивается сеть банковых информационных данных,накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др. Наиболее важными личными качествами дляпредпринимателя являются следующие: 1) поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели); 2) готовность к риску (предпочитает умеренныйриск); 3) нацеленность на эффективность и качество (находит пути делать продукты лучше, быстрее и дешевле); 4) вовлеченность в деятельность коллектива (берется за дело вместе с работниками или вместо них); 5) целеустремленность; 6) стремление быть информированным; 7) систематическое (постоянно повторяющееся) планирование и наблюдение; 8) способность убеждать и устанавливать деловыеи личные связи; 9)уверенность в себе. По своим личным психологическим и другим качествам абсолютно не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями. Как показываетмировой опыт, такими бизнесменами становятсяпримерно одна десятая часть всех работающих.