Право выражает взаимодействие в системе «индивид-общество-гос-во». Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, есть условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению. Правовое государство – это форма организации и деятельности гос-ной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и гос-ва, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой гос-ности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных гос-вах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового гос-ва. Признаки правового гос-ва: - верховенство правового закона; - реальность прав и свобод индивида; - организация и функционирование суверенной гос-ной власти на основе принципа разделения властей. Другие определения правового государства, в которых просто перечисляются его признаки. Например: “Правовое гос-во – это демократическое гос-во, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей». Взаимосвязь гос-ва и права в правовом гос-ве И. Кант обосновал идею о правовом гос-ве как о такой гос-ной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, будучи связанным правом, гос-во может действовать “свободно”. Само гос-во возникает и существует не одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос-ных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность гос-ных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Гос-ная власть действует лишь в границах, установленных законом, гос-ные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Гос-ным органам позволено только то, на что их уполномочил закон. Некоторые течественные правоведы приходят к выводу, что правовой гос-ности присущ особый характер взаимосвязи гос-ва и права, главное в правовом гос-ве – это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону. (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом гос-ве гос-ные органы и должностные лица связаны правом. Отношение “государство-право” есть отношение людей. В правовом гос-ве в центре находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях гос-ва и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. Главное в правогос-ном устройстве взаимосвязь гос-ва и права обеспечение гармоничного и прогрессивного развития личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с гос-вом, то это имеет место лишь в той мере в какой само гос-во поставлено на службу человеку. Основным принципом организации и деятельности правового гос-ва является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой гос-ной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (властями в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа. Разграничение единой гос-ной власти на три отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из властей занимает свое место в общей системе гос-ной власти и выполняет задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. В гос-но-правовой практике и в теории правового гос-ва сложилось специальное понятие – система “сдержек и противовесов”. Под ней подразумевают особую форму реализации принципа разделения властей, присущую только право-гос-ному устройству. Это целый механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного органа, лица или социального слоя. Система “сдержек и противовесов” является одним из важных условий обеспечения гражданской (политической) свободы. Классическая концепция системы “сдержек и противовесов” разработана выдающимся американским юристом Джеймсом Мэдисоном. верховенство Закона в правовом государстве характеризуется: В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законе гос-во устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юр-кой силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Закон регулирует наиболее важные стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, закон о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, ведомственные, могут конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не “совершенствовать”, не “подправлять”, не “изменять” закон. В тоже время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы гос-ной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство. Никакой другой правовой акт гос-ва не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового гос-ва. Поэтому правовое гос-во – это конституционное гос-во. Посредством закона гос-во должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими гос-вами. Гос-во определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. Причем в истинно правовом гос-ве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, и возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего. Правовое гос-во должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Социальное государство. Внутренние функции 1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей) 2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет. 3. Управление образованием, наукой, культурой. 4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция). 5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан 6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки Внешние функции 1)Защита гос-ных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности 2. Дипломатические и торгово -экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгос-ных организаций. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами 3. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между гос-вами и народами, обуздание агрессоров. 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира. 6. Участие в реализации межгос-венных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем.