Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий: -выявление потребности принятия нормативно-правового акта; - изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт; - определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять; - принятие решения о подготовке нормативно-правового акта; - разработка концепции будущего акта; - подготовка рабочей группой (разработчиком., органом) проекта нормативно-правового акта; -предварительное рассмотрение проекта акта; - общественное обсуждение проекта; - официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие; - принятие правового акта, его оформление и подписание; - опубликование акта и его вступление в законную силу. Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются: - неверный выбор формы акта; - нарушение процедуры подготовки и принятия акта; - неверное определение предмета правового регулирования; - недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта); -недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта. При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы: - научности; - законности; -демократизма; - системности. Научность – использование достижений науки, приемов и методов научного анализа. Законность – строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами. Демократизм – учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Системность – учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов). Правотворчество-это деят-ть компетентных органов гос-ва и права по созданию норм права и результат данной деят-ти выражающийся в виде юр. Документа, закона и т. д. выделяют 2 этапа правотворческого (зак-го) процесса: 1) Предпроектный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права соц-ной проблемы, имеет значение степень остроты проблемы, ее актуальность. Оценивают потребность в праовом регулировании как общество так и сами правотворческие органы, гос-во. 2) Проектный этап – или этап применения правотворческого решения. Эта работа осуществляется непосредственно в самом зак0ом органе. На данном этапе осущ-ся «творчество права», создаются, отменяются или изменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Проектный этап разбивается на несколько стадий: 1) внесение в правотворческий орган проекта зак-а субъектом правотворческой инициативы, чаще всего инициатор правительство, которое реализует ту или иную политику. Правительство не редко убеждает в необходимости принятия с помощью групп давления (лоббизм таможенные пошлины на авто). Так же депутат парламента может представлять законопроекты. 2) Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль- комиссия по зак-ву парламента, за которой остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседание палаты парламента. 3) обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании правотворческого органа, поправки и замечания. Эта стадия имеет 2 варианта развития а) принятие законопроекта в 1-ом чтении; б) возврат на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. 4) стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во 2-ом чтении (большинством депутатов). Далее подписание главой гос-ва, обнародование и опубликования в СМИ текста нового закона. В № 70 Право и мораль. Право – это система особых социальных норм которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. (А. Вышинский) – определял право как совокупность правил поведения, установленных гос-ой властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных гос-ой властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи гос-го аппарата в целях охраны, закрепления и развития общ-ых отношений и порядков, выгодных господствующему классу. Соотношение права и морали. Под моралью понимается один из способов регулирование поведения человека в обществе с помощью норм, которые получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга справедливости и т. п. В отличие от правового регулятора норма морали имеет менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются не гос-ым принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т. д. Жесткой грани между правом и моралью нет изначально. Общ-ые отношения не содержат чего-то такого, что может решаться только правовым способом или регулироваться морально. Главные отличия: за нарушение правовых норм возможно гос-ное принуждение, а моральных- обществ-ное принуждение. Разница связана с гос-вом, главное, что отличает право от др. соц-ых регуляторов, заключается в его связи с гос-вом. Правовое поведение дает возможность для вынесения обязательного решения. (юстициабельность) то есть возможность обращения в суд, правовое поведение в публичном пространстве. Право и мораль различаются: 1. Мораль складывается стихийно и начинает действовать по мере обладания сознания у большинства. Правовые нормы создаются спец-ой правотворческой деятельностью, вводятся в действие с такого-то числа, должны соблюдаться безотносительно к мнению адресата. 2. Право это равный масштаб, применяемый к разным людям. Моральный принцип- кому больше дано, с того больше и спрос. Право формальный регулятор (всякий, любой, каждый) 3. Право предлагает конкретизированный, детализированный вариант поведения, мораль предлагает только принцип поведения или указывает на цель, с которой должен двигаться человек, должен сам выбирать вариант поведения. 4. Право зафиксировано в официальных источниках - институализировано. Мораль содержится в сознании. 5. Воздействие права и морали. Поддерживают друг друга, все основные требования морали зафиксированы в праве. 6. Проблемы противоречий права и морали: мораль консервативна, право прогрессивно, мораль категорична. Регулировать (в соц-ой жизни- значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление, функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Общество- сложное, неравновесная система. На чел. общество могут воздействовать из вне и изнутри. Существуют потребность в определенном упорядочении. Доцивилизационное состояние-естественное определение. Далее потребовалось управление: выделение специальной группы людей. Управленческая деятельность включает в себя и организацию, и регулирование, и др. аспекты. Регулирование соц-ой жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - упорядоченное поведение людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся и только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное- упорядоченное поведение людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов эталонов поведения, кот. распространяются на все случаи данного рода и кот-е должны подчинятся все лица попавшие в нормативно- регламентированную ситуацию в современных условиях в соц-ом регулировании. Нормативные регуляторы, ненормативные регуляторы - информационный, директивный, ценностный, институт предсказаний и пророчеств. Директивный регулятор- информация призывного характера (лозунг). Наиболее известные нормативные регуляторы. В основе регуляторов лежит норма-образец. В норме дается вариант целесообразного поведения. Виды: 1. Обычный, 2. моральный 3. правовой и корпоративный 5. юридико-технический 6. технико-нормативный. Технические нормы определяют правила, но они регулируют не общественные отношения, а отношения: объект-субъект (отношение к природе, технике) это деление носит условный характер, все переплетено. Разновидностью правового регулирования является правовой обычай (обычное право), прецедент, доктрина (в некоторых обществах), а также религия в некоторых своих частях, напр. Каноническое право, кот в известные периоды общ-ва развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.