Правовое регулирование-воздействие юр-ими средствами на общ-ые отношения и поведение людей. Монография С. С. Алексеева «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве», в ней отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в ТГП для показа момента движения, функционирования правовой формы. Другое назначение, «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т. д. «Механизм правового регулирования» применяется как способ функц-ния и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном, «работающем» виде. Механизм правового регулирования является деятельной стороной процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. Стадий: 1. юридическая регламентация общ-ных отношений; 2. возникновение субъективных прав и субъективных юр-ких обязанностей; 3. реализация субъективных прав и субъективных юр-ких обязанностей; 4. применение права. Элементы, составляющие структуру: нормы права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей, акты применения права. Структура механизма правового регулирования: нормы права; правоотношение; Акты реализации прав и обязанностей; Акты применения права; общ-ные отношения. Элементы-имеют правовое содержание. 1. Нормы права — это общеобязательные, правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом, обеспеченные его принудительной силой и направленные на урегулирование общ-ных отношений. Классификация норм права: а) в зависимости от функ-ной роли - на исходные, общие и специальные; б) по предмету правового регулирования - на конституционные, гражданские, уголовные, административные т. д. ; в) по методу правового регулирования - на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные; г) по характеру - на материальные и процессуальные; д) по времени действия - на пояснительные и временные. 2. Правоотношение - урегулированное нормами права общ-ное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей т. е. отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос-ными органами и гражданами), которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру должного поведения, т. е. его границы (рамки). Правоотношение появляется при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т. д.). 3. Акты применения права составляют властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществление прав и обязанностей. 4. Акты реализации прав и обязанностей определяют истинное поведение субъектов. Процесс регулирования простой или сложный. Простое регулирование - процесс, использования одного гос-ного властного акта, т. е. нормативный акт. Сложное регулирование - используются два акта гос-но-властного характера: один - нормативный, другой - акт применения нормы права. Цель процесса правового регулирования, простого или сложного, - упрочить общ-ные отношения, содействовать их развитию, потому что важнейший и непосредственный результат правового регулирования всегда состоит в правомерном поведении граждан. Термин «регулирование» (лат. regуlо - правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего либо в соответствие с чем-либо. Правовое регулирование общ-ных отношений осуществляется при помощи жесткого, властного нормирования гос-вом, законом, так и нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама гос-ность. В юр-кой литературе сложилось единое сущности понятия правового регулирования. 1. Правовое регулирование - это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения) (С. А. Комаров). 2. Под правовым регулированием понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общ-ные отношения с целью их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействия на поведение людей (Р. В. Енгибарян, Ю. К. Кроеное). Предмет и метод правового регулирования. Некоторые авторы подразделяют современные общественные отношения на группы: экономические, политические, отношения по обеспечению правопорядка и законности или трудовые, семейные и т. д. Предмет правового регулирования — это многообразие общ-ных отношений, меняющихся в зависимости от конкретно-исторических условий, которое право регулирует. Характер общественных отношений определяет методы правового регулирования. Метод правового регулирования - совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, регулируемые этой отраслью общ-ные отношения. Элементы: 1) специфический способ взаимосвязи прав и обязан-ей между участниками урегулированных отраслью правоотношений; 2) совокупность юр-их фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений; 3) особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права; 4) санкции, способы и процедуры их применения. 4 метода правового регулирования: -императивный (авторитарный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный (автономный) - метод равноправия сторон координации, основанный на дозволениях; -поощрительный - метод вознаграждения за определенное поведение; -рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения. Основные отраслевые методы правового регулирования: императивный (авторитарный), основанный на властно императивных началах и означающий централизованное регулирование и диспозитивный (автономный), т. е. децентрализованное регулирование, при котором участники общ-ных отношений выступают как равноправные стороны. Специфику методов правового регулирования раскрывают сочетания и комбинации способов регулирования общ-ных отношений гос-ом. Выделяют три способа правового регулирования: запрещение, дозволение и обязывание. Доп-ными способами можно считать воздействие норм права, применение мер принуждения и предупредительное воздействие норм. Общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, какой способ лежит в основе регулирования (дозволение, запрет или обязывание), определяет тип правового регулирования — а) общедозволительный и б) разрешительный. В основе общедозволительного типа - общее дозволение по принципу «дозволено все, кроме. . . », т. е. можно совершать любые действия, кроме запрещенных. В основе разрешительного - лежит общий запрет, т. е. «запрещено все, кроме. . . », т. е. можно совершать только действия, разрешенные в нормах права. (трудовое зак-во, праздничные дни) -эти два типа взаимодействуют, в админ-ном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гр-ком праве - элементы разрешительного типа. Если способы регулирования применяются в сочетании, то вырисовываются особенности специально - юридических функций права - регулятивной, охранительной и других, результатом воздействия которых являются законность и правопорядок. Цель: Право, законность, правопорядок являются важными составными элементами всей правовой основы гос-ной общественной жизни. Цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений - общественного порядка, в котором заинтересован весь народ или господствующий класс. Общественные отношения, их система, складываются как общий результат деятельности чел-ва в конкретных исторических условиях. Не только материальные условия жизни общества обусловливают правовое регулирование, но и субъективные факторы, наиболее полно проявляющиеся в правосознании, а через него - в правотворчестве, правоприменении и т. д.