Гос-ный аппарат представляет собой систему органов гос-ва, с помощью которых осуществляется гос-ная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед гос-вом на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого гос-ва. Специфическими признаками органов гос-ва, входящих в гос-ный аппарат, являются следующие: а) формирование их по воле гос-ва и осуществление ими своих функций от имени гос-ва; б) выполнение каждым гос-ным органом строк определенных, установленных, законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого гос-ного органа юридически закрепленных ных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его мест роль в гос-ном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими гос-ными органами и организациями; г) наделение гос-ных органов полномочиями гос-ве властного характера. Будучи составными частями одного и того же гос-ного аппарата органы любого гос-ва отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой или гос-ной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается гос-ный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования. В любой стране сложившийся гос-ный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутренне строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные личные гос-ные органы. Наиболее важными частными системами современного гос-ного аппарата, в зависимости от порядка их создания и характера выполняемых ими задач, являются следующие: - система представительных органов государственной власти, - система исполнительно-распорядительных органом гос-ной власти, - система судебных и правоохранительных органов гос-ной власти, и том числе органон конституционного надзора. Каждая из систем является носителем соответствующей гос-ной власти -законодательной, исполнительной и судебной. Структура частей гос-ного аппарата и ее функции 1. Представительные органы гос-ной власти. К их числу относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Их основным назначением является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре гос-ного аппарата. К высшим органам законодательной власти относятся парламенты. Одной из важнейших функцией является принятие законов, поскольку только парламент представляет суверенитет народа в современном обществе. Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передаст часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства. Наряду с высшими органами законодательной власти в каждой стране имеются местные органы. Они имеют также представительным характер и действуют в пределах соответствующих админ-но-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местным бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие. Они называются по-разному. Но цель его назначение их сходны: осуществление гос-ной власти путем издания нормативно-правовых актов местного значения. 2. Система исполнительно-распорядительных органов государственной власти представлена правительством, министерствами, ведомствами и другими астральными учреждениями. Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов гос-ной власти. Распорядительная деятельность выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжении) выполнение подчиненными им органами данных требований. Ею свою деятельность исполнительные органы государственной власти осуществляют на основе законов и во исполнение законов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий они подразделяются на органы общей, отраслевом и специальной (функциональной) компетенции. Органы общем компетенции (например, Совет министров) объединяют и направляют работу, по руководству всеми или большинством отраслей гос-ной деятельности. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы областной или краевой администрации, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями. 3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Вся система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Будучи независимым, от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, права обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции). Значительную роль в гос-ном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве. Важные юридические н правоохранительные функции выполняет нотариат - система государственных органов, удостоверяющих имущественные сделки, оформляющих наследственные права, осуществляющих засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни. В ряде стран (Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других - государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). Гос-ный аппарат в Росии: I. Гос-ный аппарат - это система органов гос-ва, через которые гос-во осуществляет свою власть, основывается на принципе разделения властей. В соответствии с ним все гос-ные органы России подразделяются на: - законодательные; - исполнительные; - судебные. С учетом федеративного устройства России классифицируются на: органы гос-ной власти РФ (федеральные гос-ные органы); - органы гос-ной власти субъектов РФ. К органам зак-ной власти РФ относится Федеральное Собрание - парламент РФ (Гос-ная Дума и Совет Федерации); исп-ной власти - Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства; суд-ой власти- суды РФ. Центральной фигурой в системе органов гос-ной власти РФ является Президент РФ, функции: - возглавляет систему исп-ной власти страны; -одновременно возвышается над всеми ветвями гос-ной власти, служит арбитром при разрешении споров. Президент РФ избирается гражданами РФ всенародным голосованием на 4-летний срок, одно и то же лицо м. б. избрано на должность не более двух раз. Он м. б. гражданином России, 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет. Полномочия: представление Гос. Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, назначение зам. Председателя Правительства РФ, и фед-ых министров на должность и освобождение их от должности, Председателя ЦБ РФ, Ген. прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; представление Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Кон-го Суда, Верх-го Суда, Высшего Арбитражного Суда, судей фед-ых судов; формирование Администрации Президента и Совета безопасности; назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ; назначение после консультаций с комитета и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ за рубежом; издает нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей страны; подписывает и обнародует ФЗ; решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, явл-ся Главнокомандующим, руководит высшей политикой, подписывает межд-ые дог-ры, принимает верительные и отзывные грамоты, награждает гос-ыми наградами, присваивает почетные и спец. Звания, имеет право распустить Гос. Думу в случаях если: трижды отклонена кандидатура на должность Председателя Правит-ва РФ, дважды в течение трех месяцев выражения Гос. Думой вотума недоверия Правит-ву РФ, неполучения доверия Правительством РФ, если вопрос о доверии поставлен перед Гос. Думой по инициативе самого Правительства. Он не может распустить ГД в течение 1 года с момента ее избрания, в течение 6 мес. Полномочий През-та РФ; в условиях чрезвыч-го или военного положения; после официального начала ГД процедуры импичмента Президентта РФ. Высшим орг-ом вл-ти в РФ является Правит-во РФ которое: обеспечивет единую ден-ую, фин-вую, кредитную политику; разраб-ет и исп-ет гос-ый бюджет, отчитывается за его исполнение: проводит единую гос-ую ролитику в области науки, культуры, образования, медицины, соц-го обеспечения, экологии: управляет фед-ной собственностью, охраняет и защищает права и свободы чел-ка, обеспечивает оборону и безоп-ть и т. д. ; Председатель Правит-ва РФ утверждается ГД РФ по представлению Президента РФ, а фед-ные министры назнач-ся Президентом РФ; Высшим зак-ым и представит-ым органом РФ явл. Федеральное Собрание – парламент РФ, кот. состоит из двух палат: ГД – сост. из 450 депутатов, кот. избир. 4 года по смешанной – мажоритарн-пропорциональной системе. Совета Федерации 178 чел., которых делегируют субъекты федерации по 2 от каждого, по должностному принципу-из глав субъектов РФ, председателей представительных (зак-ых) органов субъектов РФ. Компетенция Гос-ной Думы и Совета Федерации две функциям: - принятие фз; формирование других гос-ных органов (назначение должностных лиц). Должностных лиц палаты Федерального Собрания назначают Гос-ная Дума: Председателя Правительства РФ; Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека; Совет Федерации: Генерального прокурора РФ; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда; заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов. Гос-ная Дума и Совет Федерации ФС РФ имеют и иные полномочия. Гос-ная Дума и Совет Федерации имеют право: вынести вотум недоверия Правительству РФ; отрешить Президента от должности в порядке импичмента: решение принимается о выдвижении обвинения - 2/3 от общего числа депутатов Гос-ной Думы, об отрешении - в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения 2/3 от общего числа членов Совета Федерации при имеющихся заключениях Верховного Суда РФ - о наличии в действиях (бездействии) Президента РФ соответствующего состава преступления и Конституционного Суда РФ - о соблюдении процедуры импичмента. Правосудие в РФ осуществляется путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства только судом. Судьи (суды) в РФ относятся исключительно к федеральным органам гос-ной власти. Осуществление правосудия иными органами, кроме судов (судей), не допускается, как и судами, не входящими в единую судебную систему РФ и не предусмотренными Конституцией РФ и законами. Высшими органами судебной власти в РФ являются: Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля; Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Высший арбитражный суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров. Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный гос-ный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка. Помимо федеральных органов гос-ной власти в субъектах РФ имеются органы гос-ной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдением принципа разделения властей). Обычно данными органами являются: глава субъекта РФ; законодательный (представительный) орган субъекта РФ; органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ. В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы. В гос-ный аппарат РФ помимо органов гос-ной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность. Гос-ный аппарат РФ работает как единая система и имеет целью реализацию функций государства.