В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях. Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений. Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества. В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенва-лем в 1749 г., в его книге о государствоведении. Статистика понимается в настоящее время в трех значениях: 1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества; 2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой. Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения; 3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой. А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы. Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики: 1) в количественном выражении сообщаются статистические данные; 2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные в результате анализа собранных и обработанных числовых данных; 3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.