В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: 1) Вежливость – выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике, жестах. 2) Корректность – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, в конфликтных. 3) Тактичность – чувство меры, чувство границ в общении, превышении которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. 4) Скромность – сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. 5) Точность – без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. 6) Предупредительность – стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Не менее важными аспектом коммуникативной культуры является культура речи, в которой можно выделить три стороны: 1) Содержательная – характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью; 2) Побудительная сторона – состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, зависит степень восприятия речи слушателями. 3) Коммуникативная сторона восприятия включает в себя вербальные и невербальные виды общения. К невербальным средствам относятся: 1) Кинесические средства – выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, мимике, походке, взгляде, жесты. Жесты – адаптеры (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания). Жесты – регуляторы (жесты одобрения, растерянности, неудовлетворения, доверия и недоверия). Жесты – символы. 2) Просодические средства – интонация, громкость, тембр, темп, сила ударения. 3) Экстралингвистические средства – включение в речь пауз, вдох, смех, плач, кашель. 4) Такесические средства – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. 5) Проксимические средства – близость. Приближение человека к человеку на определенное расстояние. 6) Ольфакторные средства – приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи окружающей среды;