Критерии разделения материального производства и непроизводственной сферы: 1) Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ; 2) Прямое/потребляющее воздействие на природу. 3) Овеществление результатов труда. Для того чтобы оценить место сервиса в сфере материального производства и непроизводственной сфере, рассмотрим эволюцию понятия «товар». 1 уровень – товар по замыслу. 2 уровень – товар в реальном исполнении: торговая марка, репутация, качество, цена, оперативность, надёжность, внешнее оформление, свойства. 3 уровень – товар с подкреплением: установка товара, техническое обслуживание, обучение, гарантии, предпродажное и послепродажное обслуживание, кредитование. Сервисное обслуживание имеет возрастающее значение для конкурентоспособности фирмы и установления взаимовыгодных отношений с клиентом. Объективные/независимые тенденции, обуславливающие возрастающее значение сервисного обслуживания:1. Научно-технический прогресс --- сложность изделия --- возникают дополнительные требования к квалификации работников сервиса. 2. НТП --- старение товара, производства --- принудительная модернизация. 3. Изменились отношения между потребителем и производителем --- повысились требования к качеству товаров и услуг. 4. Истощение источников естественных ресурсов --- возрастание роли вторичных ресурсов. Преимущества сервиса: сервис --- дифференциация (различия) --- рост конкурентоспособности. Развитие ассортимента услуг --- выход в новые сферы бизнеса. Создаются новые виды продукции.