В философии слово «методология» означает систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методологической основой процесса обучения является гносеология (философия познания), которая рассматривает познание как процесс активного отражения реальной действительности в сознании человека. Процесс активного познания учащимися в обучении основан на противоречиях, которые выступают в качестве движущих сил учебного процесса. В самом общем виде основное противоречие проявляется в противоречиях содержательной (знания, умения), мотивационной потребности и операционной (способы познания) сторон обучения. Можно выделить несколько альтернативных философских основ, выступающих в концепциях педагогических технологий: 1) материализм и идеализм; 2) гуманизм и антигуманизм; 3) антропософия и теософия. В России превалирует диалектико-материалисти-ческая философская основа, в которой основными системообразующими принципами понимания действительности являются: 1) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; 2) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познания, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; 3) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов. Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Теософия является содержательным фундаментом школ религиозного направления, имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи правильные представления о добре и зле, нравственном поведении. Антропософия преследует цель строго ориентированного миросозерцания, направленного на исследование не материальных, а духовных ценностей, дает ответы на вопросы о смысле, целях жизни.