Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействиязаключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессильное™ и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признанияего единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованноговоспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание можетобеспечить развитие определенных качеств, только опираясь назаложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека,воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается надостигнутый уровень развития. Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий иобстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготскийобосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, ужедостигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет впередразвития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, нонаходятся в стадии становления.