Тренинг личной причинности имеет цель научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человекзависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре и «источником» для других. Чтобыпомочь школьникам, надо их учить: 1) ставить перед собой реалистические цели; 2) соизмерять цели со своими возможностями; 3) знать свои сильные и слабые стороны; 4) определять конкретные действия;5} планировать перспективу; 6) правильно оценивать складывающуюся ситуацию; 7) постоянно анализировать выполнение личной программы приближают ли действия к поставленной цели. Это основной тренинг. В его основе открытие американскогопсихолога Э. Дэци: если испытуемым платили деньги за занятия,которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые,которым ничего не платили. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, - пишутА. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, - если человек получаетудовлетворение непхредственно от самого поведения, от самойдеятельности». К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономииили личностной причастности; ощущение обучаемым собственнойкомпетентности; возможности свободного выбора. Негативныйэффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работык жестко зафиксированному сроку.