Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития: 1) в более молодом возрасте физическое развитие человекаидет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становитсястарше, темп развития замедляется; . 2) физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее; 3) каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе;в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально. С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленныенеравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общихзакономерностей: 1) между возрастом человека и темпами духовного развитияпроявляется обратно пропорциональная зависимость: чем нижевозраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; 2) духовное развитие людей протекает неравномерно; 3) существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного имиразвития духовных качеств; 4) по мере развития психика человека и его духовные качестваприобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.