Средний школьный возраст - переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходитбурный рост и развитие всего организма. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет,у мальчиков - несколько позже - с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новыепереживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомернои организованно, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания ученика среднего школьного возраста - его специфическая избирательность: интересные урокиили интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. На легкаявозбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятсяпричиной непроизвольного переключения внимания. Оправдываетсебя такая организация учебно-воспитательного процесса, когдау подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. В подростковом возрасте происходят существенные сдвигив мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению.