Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемоеискусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу,работающему по призванию и любящему детей. Педагог - это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросахобщей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. В педагогической теории исторически сложились два подходак пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущаяроль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница лишьв том, под каким углом зрения рассматривается мастерство - какметод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод. Существует мнение, что подлинным мастером - учителем - может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть идругие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражаетсяпрежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобыпри всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Еще одним важным показателем мастерства является умениеактивизировать обучаемых, развивать, их способности, самостоятельность, пытливость.