Установлено, что процесс и результаты человеческого развитиядетерминируются совместным воздействием трех генеральныхфакторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связываетего с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшимиживотными в особенности. Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителинаследственности - гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее,что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Человек становится личностью только в процессе социализации,т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияютразнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную идомашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.