Для активизации и развития мотивации применяются общие методы исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленногои всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашениидля этой цели коллег-учителей или экспертов. Экспертиза проводится а соответствии со строго определеннойпроцедурой, обязательными моментами которой являются четкаяформулировка целей экспертизы и вида экспертного значения,определение квалификации экспертов, безвредности процедуры,обоснованности выводов и др. Среди специальных приемов изучения мотивации выделяют: 1) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобыпосмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изменении условий; 2) прием выбора партнера. Применяется для того, чтобыизучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их отвзаимодействия с другими; 3) прием неоконченных предложений. Школьникам предлагаются 10 предложений, которые нужно дописать; 4) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием; 5) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом невольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение.