Аттестация - это изучение педагогов с целью установлениясоответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования,гласности. Существуют несколько систем оценки профессиональных качеств педагога. С 20-х гг. берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации: 1) идеологические характеристики педагога; 2) научно-теоретическая подготовленность; 3) методика преподавания предмета; 4) психолого-педагогическая культура; 5) общая культура. Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов Российской Федерации: 1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность; 2) запас фактических знаний по предмету; 3) умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т. п.); 4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе; 5) степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания; 6) уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая подготовленность учащихся; 7) их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура. Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей не касаетсянепосредственно педагога; но только лишь учащихся: мастерствопедагога при таком подходе устанавливается опосредствованно,по обученности школьников.