Шпаргалка по предмету "Философия"


Контрольные вопросы по философии

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ФИЛОСОФИИ Вариант 13 (V=(20*66)div 100=13) Студента Ерёмина Константина Львовича, идентификатор BE011EKL, пароль 00494266 БЕЛОВО, 2002 Какова структура философского знания?
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов: Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) –учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. Логика знания –наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т. д. )
Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. Общая история познания, эволюция познания. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях. В структуре философского знания выделяют так же:
Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего. ) Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры. Философию права –учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения... Философия истории. История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как: Диалектика –(искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
Эстетика –наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства. ). Этика –философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например: Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) Систематизация данных научного познания.
Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем. Проблема бытия в философии XX века.
В период новой и новейшей истории в философии наметилась и развилась идея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельного субъекта. Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности. Человеческое бытие в концепциях современной онтологии – это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек –это место столкновения бесконечного с конечным; он не может сказать, что из себя представляет бытие, оно для него не ''прозрачно'', но он может обнаружить его воздействие на собственную жизнь.
Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны: ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана. В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах ''онтологического шока''–столкновением человека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей наших возможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы. Здесь эмоции –есть формы переживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет материю, жизнь психику, дух, - существующие во времени. Существование в пространстве присуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).
По Н. Гартману, - бытие не может порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство.
Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.
Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он не может и удержаться в одной точке временного потока. Человек не может властвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика–есть форма освоения времени. ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, что
тело есть последняя осуществлённость личности. Тело –это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает эту ограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом. С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.
Взгляды современных философов на бытие как на естественно –искусственную проблему важны в настоящее время так, как технологическое могущество современного человека сопоставимо с естественно– биосферным миром, окружающим его. 3 . Деятельностная природа человека и сознание.
Человек сам по себе, взятый изолированно от коллективных форм своей жизнедеятельности–ничто. Согласно К. Марксу человек является историческим и социальным существом. Он “он не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений “. (Маркс К. , Энгельс Ф. , Соч. т. 21. с. 265).
В своей социальной трудовой деятельности, человек создает искусственный материальный мир, мир культурных ценностей. Он создает язык, искусство, религию, науку, философию, нравственность, традиции. Конечно, создает он этот мир не на пустом месте.
Возникновение человека, антропогенез, эволюция человечества, свидетельствует о тесной связи человека и природы. Как социальное существо человек не просто приспосабливается к природе, он стремится стать ее хозяином. Рассмотрим несколько этапов освоения человеком природы:
“Присваивающий” период начинается с появления человека разумного (первобытная эпоха). Человек воздействует на природу лишь фактом своего существования. Природа практически полностью определяет все особенности жизни человека. Сознанию, по видимому, отводилась роль орудия (подсобного средства) необходимого для оптимизации трудового процесса (трудовых навыков). Этап “производящей” экономики (от первобытного строя до буржуазных отношений). Человек начинает активно вмешиваться в природу, вырубать леса, строить ирригационные системы. Постепенно овладевая новыми орудиями труда, осваивая новые территории человек, начинает оказывать разрушительное действие на природу. Переплетение социальных и природных факторов приводит к появлению войн. Возникают два типа обществ–“традиционные” (воспроизводящий тип производства, устойчивость традиции, образа жизни) и “техногенные”.
Для этого этапа характерно появление мифологического сознания, многобожия. Постепенное расширение торговли и судоходства, концентрация богатства и его перераспределения, рост народонаселения и прилив в его города, социально экономические изменения, - приводят к кризису мифологического сознания. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира, человек должен был по новому увидеть свое место в мире и предназначения в нем. Ощущая себя в неразрывности с космосом он уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия.
Появляется религия единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство). Реальностью, определяющей все сущее становится не природа, а Бог (есть только одно абсолютное начало– Бог; все остальное – его творение). Этап техногенных и информационных обществ.
Внешний мир, природа рассматривается как арена деятельности человека. Природа утрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается как бесценная кладовая. Человек становится господином природы, и власть его кажется безгранична. Воздействие человека на природу приобретает глобальный характер. В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единство природы и космоса. В заключение можно сказать:
1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционных процессов в природе и в обществе.
2). Человек –деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, с осознанием себя в окружающем мире.
3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на понимание своей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственного начала. 4. Проблема истины и заблуждения.
Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно–его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет. Взгляды философов различных эпох на данную проблему: Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов– другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия. Когерентная теория (концепция) истины.
Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины– это типично инженерный подход к проблеме истины. Диалектико – материалистическая концепция истины.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, –истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека. Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет–истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность– заблуждение. Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины–в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.
В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества
В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота– играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития Смысл существования человека.
Проблема смысла жизни человека осуждается философами разных направлений, разных эпох. Рассмотрим некоторые философские подходы: Экзистенциализм – философия человеческого существования.
Для этого направления характерно исследование состояния человека, проблема отчуждения человека от общества. По мнению философов–экзистенциалистов человек, делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Никто кроме данного конкретного человека не может за него осуществить его превращения в человека. Именно он несет ответственность, если его превращение в человека так и не состоится. Таким образом, они говорят об очень важной идее, индивидуальной ответственности человека за всё, что происходит с ним самим и с другими людьми. Смысл жизни–в согласии с собственной природой, удовлетворении потребностей, получении наслаждения, творческой деятельности для собственного удовольствия и блага общества. Марксизм.
С точки зрения философов –марксистов, смысл жизни человека в присвоении человеком собственной подлинной человеческой сущности. По мнению марксистов, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Чем больше исходных материалов перерабатывает, вырабатывает рабочий, тем больше мир предметов ему не принадлежащих, “чуждых” ему. Процесс трудовой деятельности для него, является принудительным, подневольным. Рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность. Уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную самореализацию человека, и означает его полную гармонизацию. Смысл жизни с позиции марксистов состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении, устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственной человеческой природы. Религиозная философия.
Смысл жизни изначально присущ жизни, в её глубинных основаниях бог создал человека по своему образу и подобию. Смысл жизни для верующих в Бога людей, состоит в служении человеку, своей семьи, своим детям, своей родине, Богу. Вопрос “Для чего жить? ” является наиболее характерным в человеческой жизни. От того, как человек относится к этому вопросу, какие цели он ставит перед собой, чем наполнена его духовная жизнь, - зависит его настоящее и бедующее. Вопрос сводится к выбору человека, его свободе выбора жизненного пути. Я считаю, что ответственность за себя и свою страну предполагает любовь к природе и людям, веру в будущее. По видимому в этом и заключается смысл жизни.
6. Информационно – техническое общество проблемы и перспективы.
Наш век это эпоха научно - технической революции. Рациональное знание, знание научное стало важнейшей составляющей повышение производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно–техническая революция породила надежды, что с помощью новых научных дисциплин и новых техники будут разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни.
Такие умонастроения получили название “сциентистских” и “техницистских”. Имеются разновидности “кибернетического”, “генетического”, “компьютерного” и т. д. техницизма и сциентизма.
Различные виды сциентизма положены в основание концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества, –которые сменяли друг друга. Между всеми этими концепциями существует преемственность, - утверждается культ разума и науки.
Возрастающая роль информации и информационных систем, революционное воздействие потока информации на производство, управление, человека, - факт лежащий в основании концепции информационно–технического общества. Сегодня сформирована новая среда в жизни человека: компьютер, интернет, многоканальное телевидение, всевозможные информационные системы и сети. Человек получил в своё распоряжение ресурсы доступные, многократному, многостороннему использованию, их быстрому усовершенствованию. У человека появился новый инструмент, партнер по взаимодействию –компьютер. Сложнейшая машина стала предметом повседневного общения человека. С развитием компьютерных технологий непосредственно связано появление понятия “виртуальная реальность”. В то время, как пользователь персонального компьютера отправляется в виртуальную реальность, его тело остается в реальном мире. Его сознание переживает опыт ничего не имеющий с его фактическим телесным опытом. Расщепляется целостность человека.
“Ничто прежде не подвергало таким испытаниям ни самость человека, ни привычные средства ее понимания” (О. Балла, Человек и Компьютер: смыслы взаимодействия. , Компьютерра №12. 2001).
Естественно скептики и пессимисты не устают предостерегать от опасностей растворения пользователя в “киберпространстве”, от превращения мира информационного общества вообще в “тотальную симуляцию”. Перед человеком, обществом возникают новые проблемы:
Развитие техники ставит человека перед необходимостью пересмотра самого себя и переосмысливания своих отношений с миром. Неустранимая чужеродность техники человеку.
Техника ставит человека в состояние культурного непрерывного шока своим быстрым развитием.
В настоящее время разрушительная деятельность человека, полагают русские мыслители, носит исторически-временной характер и вызвана неизбежностью построению искусственного бес природного технологического мира, в котором придется жить человеку в ближайшем будущем. Уже сейчас “формируется новая научно– инженерная дисциплина –информалогия, которая исследует закономерности и специфику производства, преобразование, передачу и использование информации в природных и социальных системах. Информгенез будет проходить на путях автотрофности с учетом ее важнейших качеств: автономности, оптимальности и гармоничности” (А. Д. Московченко. , Философия. , Учебное пособие. , стр. 91. , Томск 2001) 7. Человечество перед лицом глобальных проблем
Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли таких вершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрыв между различными странами, неравномерность социально–экономического и научно технического развития, загрязнение мирового океана, сокращение энергетических и сырьевых запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности. Различают несколько групп глобальных проблем: Глобальные (общечеловеческие) проблемы: Интерсоциальные проблемы. - Проблемы мира между народами.
- Проблемы создания нового международного экономического порядка. - Проблемы устранения неравномерности экономического развития разных стран. - Проблемы связанные с международным терроризмом. Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества. - Проблемы природных ресурсов. - Проблемы освоения мирового океаны с космоса. - Экологические проблемы. - Продовольственные проблемы. Проблемы как результат взаимодействия человека и общества. - Проблемы народонаселения (демографические). - Проблемы здоровья человека. - Проблемы образования.
Решение этих проблем возможно только совместными усилиями народов всех стран. В каком направлении будет осуществлено их решение, зависят судьбы всего человечества.
Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы, рассматривая человека в качестве части природы.
В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным космосом.
8. Космизм – это философское явление, отражающее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский. ).
9. Антропология - это наука о биологической природе человека. Философская антропология –рассматривает всю совокупность фактов, гипотез, версий имеющих отношение к человеку. Известные этапы становления философской антропологии: Доклассический ( до середины XIX века)
Классический период (К. Маркс, Ф. Достоевский, В. Вернадский, Н. О. Лосский, Н. Бердяев) Неоклассический. Пост классический.
10. Когерентная истина -это взаимосоответствие высказываний, согласованность высказываний, знаний с системой знаний о мире в целом. Литература
Философский энциклопедический словарь. Издательство “Советская энциклопедия”, 1983.
Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии. ), с. 243. , М. , 1990. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265. Философия. Справочник студента. М. 1999.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989. А. Д. Московченко. Философия. Учебное пособие. Томск . 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.