Сущность и функции рынка.
В узком смысле слова рынок- это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.
В широком смысле слова рынок- это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Воспроизводство - это процесс производства, взятый в динамике его непрерывного возобновления. Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка. Цена - форма этого содержания. Спрос- это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара.
Предложение- это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара. Объект - экономические явления.
Субъект - человек, фирма, государство, их экономическое поведение. Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена.
Деньги- это товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью.
Сущность конкуренциисостоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
Предприниматель- это менеджер-новатор, который ведет собственное дело как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.
Фирма- это такой самостоятельно хозяйствующий субъект, который организуется в соответствии с действующим законодательством данной страны, т. е. является юридическим лицом, занимается предпринимательской деятельностью и функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты в целях максимизации коммерческого успеха.