Шпаргалка по предмету "Лигвистика"


ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ/ЛИНГВИСТИКУ

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ + ш п а р г а л к и п о к у р с у + + ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ/ЛИНГВИСТИКУ + ++++++++++: :: :: :: :: :: ++++++++++++++++++ + краткие о т в е т ы на 1 8 вопросов + ++++++++++: :: :: :: :: :: ++++++++++++++++++
#1 Язык как предмет языкознания. Разделы яз-я. Связь яз-я с др. науками. Язык - важнейшее средство человеческого общения; без языка не было бы самого человека. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки, но лидером среди них является яз-ние.
Яз-е (лингвистика) - наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Яз-е как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных наук). Яз-е тесно связано с рядом соц. (история, психология, география, археология, этнография) и естеств. наук. (антропология [речевой апарат]) + математич. и филосовскими науками. Яз-е + социология = социолингвистика; яз-е + психология = психолингвистика; матем. лингвистика и др. Разделы по параметрам:
Яз-е - многоаспектная наука тк язык сам по себе разнообразен и сложен. Яз-е делится как наука на общее (изуч вопросы присущ любым языкам мира) и частное (изуч либо отдельн языки либо группы языков), теоретическое и прикладное (применение лигвистич знаний на практике).
#2 Знаковый характер языка (знаковая ситуация). Понятие лингвистич знака. Свойства знака. Отличие естественного языка от искуств знак сичтем. Общение людей подразумевает наличие знаковой ситуации те общяясь мы не используем те предметы о которых идёт речь, а используем вместо них заменители - слова, называющие предметы и свойства. Чел. язык имеет знаковый характер и является системой знаков. Изучением разл знаковых систем (чел речь, язык жестов, азбука морзе итд) занимается наука Сениотика. Знак имеет форму и содержание - это двухсторонняя сущность обладающая планом выражения и планом содержания. Он способен сигнализировать об удалённых во времени и пространстве событиях.
[ЗНАК = план выраж/план содерж -> его форма и лексич/граматич значение] Знаки: слова, морфемы, словосоч, предлож. Буквы и фонемы - НЕ знаки. СВОЙСТВА линг знака: 1) Он материален (облан воспринемаемой формой). 2) Знак - 2-х сторонняя сущность имеющая 2-е стороны: означаемое и означающее. 3) Знак противопост другим знакам в рамках данной знаковой системы (живой мёртвый). Язык - внутреорганизованная совокупность знаков, связанных опр отнош. Знак не существует вне этой связи. 4) Языковой знак имеет произвольный и условный характер. Смысл придаётся знаку в результате его историч функционирования. Одно и тоже значение (денант) на разн языках звучит по разному. Произвольный характер знака тесно связан с его устойчивостью (вещь меняется её название остаётся). Знаки языка оторваны от конкретн ситуаций 2-ая сигнальная система по Павлову. + Одни и теже знаки могут иметь разную значимость (nice kettle of fish). Ассиметрия языка - отсутствие однозначного соответствия между содержанием и планом выражения - один смысл выраж несколькими формами / одна и таже форма может быть связана с несколькими значениями. В отличии от фонем знаки сосчитать НЕЛЬЗЯ. Из огранич числа не знаком можно построить неогранич число знаков. ОТЛИЧИЯ от исскуств знак систем (эсперанто, сольресоль, интерлингва и др. ): 1) Искуств имеют вспомогательный характер наряду с естественными - универсальными средствами общения. 2) Кол-во содержаний котор может передать естеств знак система безгранично тк ест знаки многозначны, что нельзя сказать о неестеств. 3) естеств язык - всегда более сложен, чем не естеств. 4) В искуств языках всё очень логично, а естеств часто нерационален, хотя он самая совершенная форма общения.

#3 Природа и сущность языка (соотнош идеального и материального, социального и биологического). Соотношения языка и речи. Точки зрения:
1) Язык как живой организм (рождается-развивается-умирает). Значит язык явление биологическое? (нет! Индия, 1920 г "девочки-волки") 2) Язык - соц явление, важнейшее средство человеческого общения. 3) Язык - идеальное явление, выражение божественного: "Вначале было слово.... "? Но ведь в языке идеальное (его значение) тесно переплетено с материальным (его формой). Соотношение язка и речи: Язык социален, речь индивидуальна. В языковом коллективе каждый подченяется своей речью языку. Язык связан с коллективом, но не зависит от индивидуальных особенностей речи. Индивид не может изменить язык, хотя язык развивается благодаря речевым новшествам индивида. Язык существует потенциально в мозге индивида в виде граматич системы, а речь лишь реализация этих возможностей. Язык манифестируется в речи. Язык идеален, устойчив и абстрактен. Речь материальна, конкретна и мимолётна. Язык производство конкретных высказываний мыслительными и речевыми аппаратами, а язык - это правила и модели. Но язык и речь очень тесно взаимосвязаны. Чтобы понять речь разных людей нужно знать единый язык.
#4 Функции естественного языка. Др семиотические системы, их взаимодействие в чел. обществе.
1) Коммуникативная - основная соц функция языка тк естественный звуковой язык главная форма общения которая даёт возможность людям понять друг друга, это сила обеспечивающая существование и развития совр общества. 2) Позновательная даёт название окружающему, причём называются не отдельные предметы, явления, признаки, а обобщённые понятия о них. Язык средство формирования и выражения мысли. 3) Экспрессивная функция языка - его способность выражать информациию, передавать её и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивная функция единство информативной (выражение и передача сообщения), эмотивной (чувства и эмоции) и волюнтативной (волеизъявления говорящего) функций языка. Из другихсемиотических систем выделяют: 1) Вспомогательные языки (ручная азбука, шрифт Луи Брайля, мимика, танец) - созданы в помощь инвалидам по зрению и слуху. 2) Специализированные системы сигнализации (телеграфные азбуки, азбука Морзе, дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами, сочетаниями звуков и тд. ) 3) Научная символика - математическая, химическая, логическая и тп. (Напр. "xRy" = x имеет отношение к y). Всё перечисленное используется как средсво общения. Язык является всеобьемлющейи всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.
#5 Связь языка и мышления. Вербальность и авербальность иышления (внутр речь). Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа). Языковая картина мира и принцип культурно -национальной дополнительности языковых картин мира. Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словестно-логическое. Язык - материальная опора, средсто и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль толко тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Еденицы языка связаны с еденицами логического мышления (словопонятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (аккустические), а речедвигательные. Язык и мыщление = диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система - воздействие окружающего мира на чела, 2-ая - воздействие слов на чела. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингвистической относительности: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира тк по разному членит окружаюший мир, время, пространство и тд. (Напр: В русском - прош/наст/буд, а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др прим. ) Язык - зеркало между нами и миром. Т. о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя на окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.

#6 Язык и общества (природа и характер связей). Соц, территориальная и проч. дифференциация языка в соответсв. с разделением общесва на классы, слои, группы. Формы сознат воздействия общеста на язык (языковая политика). Существуют разные взгляды на природу и характер языка: *1* язык полностью зависит от общества, *2* язык независим от социальных факторов. Отечественные лингвисты придерживаются золотой середины. Дифференциация это территор, соц, и проч деление языка. В результате дифф может делиться язык, вызывая появление родственных языков и диалектов. В классовом обществе язык может быть сильно фифференцирован. (лик-возвыш, лицо-норма, рожа-вульгаризм / деньги, бабы, лавэ). В разных ситуациях общения используются разные языковые средства. Яз. социализация - языковое вхождение в общество. Различают спонтанное влияние на язык и сознательное воздействие на язык (языковую политику). Это может быть как создание алфавитов и писменности, так и прогнозированние языкового развития и планирование языкового строительства, опираясь на социологическую теорию. (Прим: Татарстан, Европа).
#7 Язык как историч категория. Связь развития языка с историей общества. Внешн факторы и внутр противореч как источник развития языка. Теории происхождения языка. Формирование конкретн языков.
Происхождение языка нельзя рассматривать в отрыве от происхож общества, самого человека и развит его сознания тк происхожд языка это сотавния часть этих проблем. Никто никогда не наблюдал, как появляется язык, поэтому все теории его возникновения умозрительны. Сложнось: о первоначальной человеческой речи мы можем судить лишь на основании ряда коственных источников. Челский язык уникален - обладает двойным членением, а высказывания делятся на дескретные части, котор могут комбинироваться. У животных нет двойного членения + произносить челские звуки им не позволяет гартань. 1) Религиозн концепция происхожд языка - язык это дар богов и появился он такой, какой есть. Но уже мыслители античного мира пришли к выводу, что язык создан людьми (Фусей естественный характер языка, Тесей - условный характер языка). 2) Звукоподрожательная теория - язык возник в результате подражания звукам природы (Лейбниц, Гердер, Гумбольд. "leben"=жить - приятно на слух). В слове звучание символьчно, имеет значение по природе вещей. Эта теория не состоятельна тк звукоподражательные слова в разных языках различны. 3) Междометная (или рефлексная или "гав-гав") теория - происхождение языка обьясняется теми переживаниями, котор испытывает человек. Эмоциональные выкрики (междомения) и жестикуляция переросли в символический язык (Штейнталь, Дарвин, Кудрявский). Все домарксистсие теории подходили к вопросу упрощённо и общим для них является признание наличия языка жестов наряду со звуковым. 4) XVIII в. - Теория соц договора: язык - сознательное изобретение людей. 2-а периода: Природный (выражение чувств и страсти, человек - часть природы) и Цивилизационный (соц договорённость о языке с появлением гос-ва). (Диодор Сицилийский, Адам Смит, ЖЖ Руссо, Ж. де Белле) 5) Теория трудовых выкриров немец. философа Л. Науре (XIX в) - "трудова" версия междометной теории. Это важн шаг к правильному осмысл проблемы тк язык возник в результате совместн труд деят. (Бюхер). 6) Марксистская теория - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны, 1876". Положения: Возникновение чела, общества и языка - длит процесс эволюции / сознание, членораздельная речь и общественность - существ признаки чела. Признание длительности процесса возникновения языка и многофакторности этого развития. "Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. " Язык как средство общения, выражения и передачи мысли возникает только в обществе с производсмтв деят. Высокоразвитый нервно-мышечный апарат - основа мыслит и речевой деят. 7) Гипотеза Яковлева и Микольского человечество прошло путь ребёнка учащегося говорить. Первобытный чел уже говорил словами-предложениями. Дальнейшее развит языка: дифференцияция и интеграция. Путь национального языка: 1) Диффер племенных диалектов 2) Общий язык племенного союза (языковое разнообразие, но единые корни) 3) Образование языков народностей 4) Формирование языка наций.
#8 Значение письма в истории развития общества и языка. Происхож и основные этапы развития письма. Пиктограммы, идеограммы, фонография, слоговое и звуковое письмо.
Письмо - вторая форма языка, дополнит средство общения. Благодаря письму информация преодолевает пространсво и время. Сохраняется и передаётся человеческий опыт, научные знания итд. Совр виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длит совершенствования первоначально созданного. Письмо зародилось ~6000 лет назад. Этапы: 0) Предметное письмо - предметы выступают как символы (индейское письмо Кипу и Вампум). 1) Пиктография (pictus) картинное письмо. Схематические рисунки предметов и явлений окружающей действительности. Пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение. (7 индейских племён, 1849). 2) Идеография (логограмы) - изображение не предмета, а значения слова. Условный знак смысла. Возникает в гос-вах с храмовыми хоз-вами (табличка фараона Нармера, 3 тыс. лет до нэ). Идеографич принцип письма получил широкое применение при записи счёта и мат понятий, что привело к созданию цифр и проч. научной символики, котор используется по сей день. Разновидность: иероглифика. В начертании иероглифов сохранена связь с описываемым придметом.
Тип письма, который отражает произношение слов, называется фонографией. Виды ф-ии: 1) консонантно-звуковое (слоговое) - знаки представляют собой сочетание нескольких согласных и одной гласной. Прим: индийское письмо деванагари, арабское и эфиопское письмо. 2) вокально-звуковое - звуки в основном обозначают звуки речи. Прим: рсское, англ письмо.
#9 Алфавиты и графика. Происхожд греч алфавита. Латиница и алфавиты на лат основе. Кирилиа и алфавиты на её основе.
Алфавит - совокупность букв какого-либо фонографич письма расположенного в порядке, который сложился исторически. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению. Графика изучает соотношение букв и звуков р речи. В графике буквы получают звуковое значение в сочетании букв. 4 наиболее распостан алфавитн семьи: лтинская (30%), славяно-кирилловская (10%), арабская (10%), индийская (20%). Египет, Финикия, Греция - родины первых алфавитов. Греч алфавит: сначала греки пользовались консонантным письмом. В 403 г до нэ при архонте Евклиде в Афинах вводиться классиц греч алфавит - 24 буквы; 17 согласных, 7 гласных. Греки начали писать слева направо -> изменилось написание букв! (Прим: ">" гимель стал "Г" гаммой). В эллинистический, римский и византийский периоды продолжалось усовершенствование алфавитного состава греч письма. Напр появляется прописное и строчное письмо. На основе западногреческого письма возникает Латиница, а на основе восточногреческого Кирилица. ЛАТИНИЦА: на формирование латино/римского письма оказали влияние этруски и греч колонисты. Классич греч алфавит: 23 буквы. Он получил широкое распостранение в западной Европе и оказал огромное влияние на формирование европейских языков (VIII-XV: испанский, португальский, англ, франц и др. На сегодняшний день насчитывается 70 европейских/азиатских/африканский алфавитов на лат основе). Для усовершенствования были введены диакритики (галка над буквой) и лигатуры (tch, sh, sch). В 16 веке были добавлены буквы "i" и "w". КИРИЛИЦА: Славянский алфавит возник в конце IX-нач X вв. Было создано две азбуки: кирилица и глаголица. Создателями азбук были болгарские (македонские) просветители-миссионеры Кирил и Мефодий (г. Солуни) ~862 г. По составу букв кирилица и глаголица почти совпадали. 43 буквы. Кирилица - творческая переработка византийского письма VII-VIII вв однако были включены и дополнительные свои буквы. Она плучила широкое распостранение у южных и восточных славян. 1707г - Петром I введён гражданский шрифт + реформа азбуки. 1918г - дикрет о новой орфографии. Русский афавит: 33 буквы.
#10 Генеалогическая классификация языков. Понятие о родстве языков. Материальная общность корней и аффиксов родственных языкв; регулярные фонетические соответствия, Языковая семья, группа, подгруппа. Индоевропейская семья языков, её основные группы.
На земле насчитывается 2500-3000 языков. Существуют географич, генеалогич, типологич и функциональная классификации языков. Генеалогич классификация охватывает почти все языки мира. Сущесвует спец генеалогич лингвистич систематика. (Боппу, Востоков, Шлейхер, Дицу, Бенфей, Мюллер, Радлов и др). Родственными называются языки, которые возникнув из одного источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы и регулярн фонетич соответствия. Родство языков есть развитие от одного проязыка. Тождество языков устанавливается с помощью сравнительно-историч метода. Степень родства может быть дальней и близкой. Семьёй называется вся совокупность языков данного родства. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов группа и подгруппа. Ветвь (или группа) языковой семьи охватывает материально близкие языки. При больом кол-ве родственных языков появляются подгруппы. Индоевропейская семья языков обьединяет писменные (в том числе и мёртвые, такие как санскрит и латынь) и бесписменные языки. Они подразделяются на 10 групп.
#12 Звуки речи как природная материя язка. Акустич, артикуляцион и функциональная стороны звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата. Звуковой строй языка (звуки речи, правила их сочетания, их систему и звуковые законы) изучает Фонетика. + эта наука изучает слог, ударение и интонацию. НО Звуки речи - это не только еденицы языка, сколько способ материализации едениц языка (морфем, словоформ). Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную сторону (производство и восприятие фонетич стороны едениц звука). Ещё существует немаловажная функциональная (общественная) сторона звуков речи - их опозновательная и различительная роль в процессе общения. Выделяются 3 фонетич дисциплины: акустика речи, физиология речи, фонология. Звуки речи по физиологической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными органами речи. В зависимости от характера колебания различают музыкальные звуки (тоны - возникает при ритмич колебанияхзвучащего тела) и немузык (шумы). Согласные состоят только из шумов, а гласные из шума и голоса. Звуки речи отличаются высотой, силой и длительностью. Тоны делятся на основные и резонаторные. Звук речи состоит из основного тона и обертонов. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Специальных органов для производства и восприятия звуков нет. Речевой аппарат - это органы чел организма, приспособленные для производства восприятия звуковой речи. В широком смысле это: ЦНС, органы слуха и зрения, органы речи (дыхательные органы, гортань и надгортанные области). Речь (2-я сигнальная система) - одна из функций ЦНС. Дыхат органы: лёгие и бронхи (источник воздушной струи) + трахея. Дыхание произвольно. Гортань (larynx) верхняя расширенная часть трахеи. В ней расположен голосовой аппарат. Два пирамидальных хрящя регулируют основные положения голосовых связок. Для образования речи важны 3 основных состояния связок: 1) неречевое расслабленное положение для вдоха и произнесения глухих согласных. 2) Голосовое, сближенное, напряжённое положение - для гласных, сонорных и звонких согласных. 3) Связки сближены, но расслаблены, голосовая щель закрыта - для шёпота, глхих гартаных и фарингиальных согласных. В ротовой полости (зубы, альвеолы, твёрдое и мягкое нёбо, язычок, язык (кончик, спинка и корень), нёбная занавеска) образуются разлисные шумы и резонаторные тоны, создаётся тембр. Различаются активные и пассивные органы речи.
#13 Артикуляция звука. Фазы артикуляции. Артикуляционная база языка. Акцент. Сравнит характеристика базы рус и англ языков. Сравнит характеристика гласных и согласных.
Артикуляция - работа всех органов речи, необходимых для произнесения звуков. Фазы артикуляции: приступ (экскурсия. органы принимают положение необходимое для произнесения звука), выдержка (сохранение этого положения) и отступ (рекурсия. органы переходят в спокойное сост или готовятся к артикуляции след звука, конец артикуляции). Этот фазовый характер обьясняет наличие в языке африкат и дефтонгов. (Апикальная (англ) - кончик языка к альвеолам, Дорсальная (рус) - кончик языка к краям зубов). У каждого языа есть своя Артиуляционная база - сосокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков речи. Акцент - приобретение иностр уклада речи. Для рус арт-ой базы НЕ характерно ипользование глубоких произносит органов (язычок, гортань, связки) как в английском, а напротив характерно использ средней части языка (палатализованные гласные). В рус НЕТ увулярных (кортавых) и носовых гласных. Рус язык богат звонкими согласными, колебания связок сочетаются с ротовыми артикуляциями. Арти-ии рус языка малоэнергичны, закрытые и открыты гласные не различаются, ударные слоги звучнее неударных, в них происходит колич и кач рдукция, распостранена регрессивная ассимиляция. \\ Во всех языках мира существуют два типа звуков речи - Гласные и Согласные. Совокупность гласных образует вокализм, а совокупность согласных - консонтанизм. Они и образуют систему фонем данного языка. Гласные и согласные различаются 1)функционально (различие в их роли в слогообразовании, например в слове "столик" 4 согл и 2 гласн котор образуют 2 слога. Гласный образует вершину слога явл сонантом, а согл сопутствует и явл консонантом), 2)артикуляционо (различие в напряжённости произносительного аппарата. При произнош гласн речевой канал открыт, а при согл напряжение локализовано, воздушной струе создаются приграды. ) и мнее всего 3)акустически (гласные противопоставляются глухим согл и тп. )
#14 Принципы классификации гласных. Сравнит характеристика рус и англ гласных. Основами классификации гласных служат ряд и подьём языка + работа губ, напряжение долгота. Ряд это часть языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Всего 3 ряда: передний, средний и задний. Подъёмом называется степень приподнятости языка при образ данного гласнго. Три подъёма: верхний (узкие гласные), средний (средние гласн) и низний (широк гласн). По положению губ: губные (лабиализованны) и негубные + носовые и неносовые. Дефтонги (нисходящие и восходящие) - гласные со сложной артикуляцией, призносятся слитно в один слог. Воализм русского языка состоит всего из 6 фонем. ТАБЛИЦА:
#15 Принципы классификации согласных. Сравнит характерист рус и англ согл. Классификация согласных более сложна, потому что согласных в языках мира болыне, чем гласных. В английском языке согласных 24 и 21 гласный (такое увеличение гласных происходит за счет долгих гласных и дифтонгов), и русском языке -- 43 согласных при 6 гласных.
Основанием классификации согласных, служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок. Способом артикуляции согл называется характер приодаления преграды и прпохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. 2 основных способа артикуляции: смычка и щель. Смычные (взрывные. [п], [б], [т] и др) согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Щелевые (фрикативные) согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости. Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные (смешанные) согласные. Их два вида: с одной стороны, это сонорные (носовые [м], бокове [л] и дрожащие [р]), с другой - аффрикаты и аспираты. Образование аффрикат и аспират связано с длительностью согласного и его дополнительной артикуляцией. Согласные русского языка противопоставлены по звонкости-глухости. твердости-мягкости и смычностн-щелиниостн; противопоставленность но краткости-долготе несвойственна русскому языку. Артикуляция аффрикаты начинается со смычки, за которой следует не взрыв, как при образовании [б] или [т], а щелевое преодоление смычки [ц]. Иначе говоря, приступ аффрикаты - смычный, а отступ - щелевой, причем аффриката ни по составным элементам, ни по длительности не равна чистым согласным данного языка. СМ ТАБЛИЦУ
#16+17 Комбинаторные изменения звуков в потоке речи (синтагматика). Фонетические поцессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, сигармонизма. Видоизменение звуков в речевой цепи (потоке речи) называют фонетич (звуковыми) процессами. Изменения звуков бывают комбинаторыми (взаимодействие начала и конца артикуляции соседних звуков) и позиционными (положение звука в слове). Комбинаторные фонетич процессы охватывают главным образом согласные. Основными комбинаторными процессами являются: 1) АССИМИЛЯЦМЯ - возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии и рекурсии сосед согл. Ассимиляция - уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобление согласных по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости и по месту образования. Асс-я бывает полной (оба звука становятся совершенно одинаковыми. Прим: "бесшумный") или частичной (уподобление лишь в одном компоненте артикуляции. Прим: "лавка"). По направлению уподобления асс-я бывает: прогрессивной (прямой. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию последующего. Прим: hands [handz]) и регрессивной (обратной. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию предидущего. ) Асс-я гласных часто возникает в ненормативной речи и говорах (хулиган-хулюган) 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ противоположна ассимиляции (встречается значительно реже): она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Прим: "вести/веду" - [с] возникло в результате диссимиляции [д]. Прим: "доктор-дохтор" 3) АККЛМОДАЦИЯ - это взаимодействие соседних гласных и согласных. (в руссом, например, после мягких согласных гласные становятся более передними. Прим: люк, ряд). 4) СИНГАРМОНИЗМ - гармония согласных (напоминает асс-ю гласных): диэрезы (выкидки) - выпадение звука в сложном звуковом сочетании (честный-чесный), эпентеза (или протеза) - вставка звука в опред сочетаниях (нрав-ндрав(гвор)). #11 Лингвистические антиномии Ф. де Соссюра.
На лингвистику XXв огромн влияние оказало учение Фердинанта де Соссюра от антиномиях ("Курс общей лингвистики"). Антиномии - противоречие между двумя положениями, кажд из которых признаётся логически доказуемым. 1-ая антиномия противопоставление языка и речи. Лингвисты до С-ра предпологали, что язык и речь не одно и то же, но С-р впервые чётко разграничил эти понятия параллельно показав их тесную связь: язык социален, а речь индивидуальна. Язык - сист лигв знаков, которой каждый индивид вынужден подчиняться. Язык потенциально существует в мозгу. А речь - реализация этих потенциальных возможностей, те язык живёт и манифестируется речью. На уровне фонетики в языке мы имеем дело с фонемами, а в речи фонема реализуется в бесчисленном море звуков (фонема Д в речи то зук "д", то "т": кид-коды). На граматическом уровне в языке мы имеем дело с обстрактными моделями словообразования (^_), а в речи - конкретное лексическое направление этой модели (teacher, worker). В языке - модальная сочетаемость "прил+сущ", а в речи - лексическое наполнение этой модели (blue eyez). Т. о. язык - правила, по котор строятся высказывания, а речь - эти высказывания. В этой 1-ой антиномии С-р подчеркнл важность изучения языка. Разделения языка и речи привело к образованию Парадигматических (противопоставление эллементов в системе языка. еденицы языка обьединяются в группы) и Синтагматических (обьединяют еденицы языка в их одновременной последовательности. глухой/звонкий, dollar/backz) отношений языков. В иной тип отношений вступают элементы языка в речи. Сентагм отношения - взаимодействие в речи любых стоящих рядом элементов. Синхронный и диахронный подходы к изучению языка.
#18 Позиционные изменения звуков: колич и кач редукция; частич и полн редукция. Историческое чередование звуков в отличие от "живых".
Безударные гласные подвергаются Редукции - ослаблению и изменению качества звучания. Она бывает количественной (безударные гласные теряют в долготе и силе [у], [и], [ы]) и качественной (изменение бездарных гласных касается не только долготы и силы звука, но и его тембра [о], [а], [э]). Сила редукции зависит от положения слога по отношению к ударению. +++++++++++++++++++++++++++++++++ + by IL (c) 2001 [il91@mail. ru] + + истфак РГПУ им. С. А. Есенина + +++++++++++++++++++++++++++++++++


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.