Шпаргалка по предмету "История экономических учений"


Развитие экономической мысли

Шпаргалка по теме: “ Развитие экономической мысли ”
Древний Египет. Памятником экономической мысли является “Поучение гераклеопольского царя своему сыну”. Автор “Поучения”обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением.
Месопотамия. Здесь было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хамураппи. Основная тема законов– создание условий, при которых “сильный не притеснял бы слабого”. Крупнейшим памятником общественной мысли Древней Индии является “Артхашастра” – тракт об искусстве политики и управления государством. Слово “артха” означает польза, а “шастра” – наука, научное произведение. Основные течения общественной мысли Древнего Китая оформились в VI –III вв. до н. э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуанство. Его основоположником был Конфуций. Основной источник его учения– сборник “Лунь юй”. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись. Экономическая мысль Древней Греции. Она выражается в её ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции проявлялись в экономических взглядах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Экономическая мысль Древнего Рима. В отличие от Древней Греции, в которой рабы эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели к возникновению колоната. Идеологом римских рабовладельцев был Катон Старший.
В крупных странах Востока феодальные отношения стали формироваться в III –VIII вв. н. э. Происходило дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной предпосылкой феодализации стали мероприятия государственной власти по раздаче земель в частное владение и пользование.
В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был сделан шаг вперед по сравнению с античностью. Господствующей формой идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был католицизм. Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облегчены в религиозно-этическую форму. Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола Орем. Восточные славяне уже в IX в. образовали феодальное государство. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мысль ещё не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была составной частью общественной мысли. Представителем Экономической мысли XVII в. являлся А. Л. Ордин-Нащёкин. Он был крупным государственным деятелем, политиком, инициатором ряда мероприятий в области укрепления абсолютизма, покровительства русскому купечеству, укрепления самостоятельности и независимости России и её экономического прогресса. Доктрина торгового баланса. Ведущие принципы научного мировоззрения меркантилистов хорошо известны: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли для обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путём импорта дешёвого сырья и др. Сердце меркантилизма–доктрина торгового баланса как непременного условия национального благосостояния.
Механизм золотоденежных потоков. Страна получает доход от международного обмена посредством: 1. зримого экспорта товаров; 2. незримого экспорта услуг; 3. экспорта драгоценных металлов или 4. импорта капитала в форме либо иностранных инвестиций внутри страны, либо прибылей на свои инвестиции за рубежом, либо иностранных займов. Страна расходует на международный обмен: 1. зримый импорт; 2. незримый импорт; 3. импорт драгоценных металлов; 4. экспорт капитала в виде заграничных активов. Эти четыре статьи в совокупности всегда уравновешены.
Физиократы. Значение физиократов определялось тем, что они перенесли исследование из сферы общения в сферу производства и этим заложили основы для дальнейшего научного анализа капиталистической системы производства.
“Экономическая таблица” Ф. Кенэ. В “Экономической таблице”общество рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса (класса производительного, собственников и класса бесплодного). Смит выполнил исторически назревшею задачу –привёл в систему накопленные ранее знания об экономической базе общества и изложил их, руководствуясь общими теоретическими принципами. В экономическом учении Смита большое значение придаётся накоплению капитала. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Рикардо занимает теория стоимости. Сэй продолжал труды Смита. Он завершает поражение идей физиократов. Производить–значит просто создавать полезности, увеличивать способность вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания.
Мальтус известен своим законом о народонаселении. Он представляет рост населения геометрической прогрессией, а рост производства арифметической. Мальтус предполагает, что каждый член прогрессии соответствует периоду в 25 лет.
Великие утописты (Шарль Фурье, Роберт Оуэн и др. ) внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически преходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными.
Постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов составляют одну из сильных сторон марксистской методологии, подхода к познанию многосложной и противоречивой действительности.
Экономисты-историки делали классической политической экономии три главных упрёка, ставя ей в вину: 1. “универсализм”; 2. рудиментарную, основанную на эгоизме психологию; 3. злоупотребление дедуктивным методом.
А. И. Чупров подчёркивал, что изменения меновых пропорций товаров совпадают с переменами в количестве труда, потребного для производства тех же товаров. А. А. Исаев считал неверным мнение субъектистов о том, что“чем более предмет полезен, тем он и более ценен”. Н. А. Каблуков подчёркивал, что приложение труда составляет главнейшею особенность материального производства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.