Шпаргалка по предмету "Иностранные языки"


Косвенная речь (oratio obl+qua) (латинский)

Косвенная речь (oratio obl+qua)
Выше (см. лекцию IX) мы познакомились с предложениями косвенного вопроса. Любое высказывание, выраженное прямой речью, может быть, подобно вопросительным предложениям, передано в косвенной форме, т. е. в виде одного или нескольких придаточных предложений, зависящих от глаголов речи и мысли, чувственного восприятия и желания, волеизъявления (см. лекцию IV о глаголах, от которых зависит accusat+vus cum infinit+vo). прямая речь: Он сказал: "Я приду"; косвенная речь: Он сказал, что он придет.
Зависимость эта выражается грамматически, т. е. в выборе форм и наклонений глаголов-сказуемых; по сути, косвенная речь представляет из себя оборот accusativus cum infinitivo. Кроме того, косвенная речь в латинском языке характеризуется рядом особенностей словоупотребления, отличных от тех, которые имеются в прямой речи (в отличие от русского языка, где при переводе прямой речи в косвенную время и наклонение глагола не изменяется). Отличия форм времен и наклонений глаголов косвенной речи от прямой связано с тем, что косвенная речь передает чьи-то "чужие" слова (мысли, намерения и т. п. ), а прямая речь (а также любое высказывание, автор которого не упомянут) - мнение самого говорящего. В первом случае имеется ссылка на какое-либо лицо (лиц), во втором она отсутствует. Эту ссылку на чужое мнение и призваны передать особые правила употребления времен и наклонений глагола: главное (независимое) предложение повествовательное (т. е. не вопросительное), а также риторический вопрос, имеющие сказуемое в индикативе, передаются оборотом accusat+vus cum infinit+vo... Риторический вопрос - вопросительное предложение, относящееся к 1 лицу обоих чисел (вопрос "самому себе"): Ну, что я могу сказать? Что нам было делать? или к 3 лицу обоих чисел (т. е. вопрос к отсутствующему или не участвующему в разговоре лицу (лицам): Что он мог сказать? Что они нам ответят? Риторический вопрос не имеет значения вопроса в строгом смысле слова: он не предполагает ответа, или же ответ дает сам говорящий. Риторический вопрос часто используется как прием для оживления речи (в т. ч. у античных ораторов). главные предложения вопросительные, имеющие сказуемые в форме 2 лица, а также те, в которых сказуемые выражены императивом или конъюнктивом, в косвенной речи имеют сказуемое в конъюнктиве. Время сказуемого определяется по consecutio tempOrum, исходя из времени и наклонения управляющего косвенной речью глагола. сказуемые придаточных предложений в косвенной речи всегда выражаются конъюнктивом; времена сказуемых - по consecutio tempOrum. личное местоимение 1 л. прямой речи (т. е. я, мы: Он сказал: "Я.... " и т. п. ) передается в N. sing. местоимением ipse, в косвенных падежах - местоимением sui (т. е. так выражаются "он", "они", в которые переходят "я", "мы": Он сказал, что он.... ). местоимения 3 лица, заменяющие местоимения 2 лица прямой речи (то местоимение он, она, оно, они, которое заменяет местоимение ты: Она сказала: "разве ты не знаешь.... " а Она спросила, разве он не знает), выражаются посредством is и ille. Притяжательные местоимения meus, noster первого лица прямой речи и suus, vester второго лица прямой речи передаются местоимением suus (ср. правило употребления местоимения suus, лекция ) Oratio recta Прямая речь
Ariovistus, cum Caes_ris postul_t_ cognovisset: haec Gallia, inquit, mea provincia est (независимое предложение). Nonne (ego) prius in Galliam veni (perf. indic. ), quam popmlus Rom_nus (риторич. вопрос)? Cur in meas possessiMnes venis (praes. ind. )? (вопросительное предложение). Si ego tibi non praescr+bo (praes. ind. - придат. предложение), quem ad modum tuo jure ut_ris (praes. conj. - придат. предложение), non oportet (praes. ind. ) me a te in meo jure imper_ri (infinitivus praes. - независ. предлож. , сказ. во 2 л. ). Congred_re (imper. praes. - независ. предл. ); intell_ges (futkrum I - независ. предл. ), quid Germ_ni virtkte possint (praes. conj. - придат. предлож. ). Ариовист, когда узнал, каковы требования Цезаря, сказал: "Эта Галлия - моя провинция. Разве я не раньше пришел в Галлию, чем римский народ? Зачем ты приходишь в мои владения? Если я тебе не предписываю, каким образом ты должен пользоваться своим правом, то не следует и тебе мешать мне в моем праве. Сразись, (и) ты поймешь, как сильны германцы доблестью. Oratio obligua Косвенная речь В зависимости от исторического времени В зависимости от главного времени  
Ariovistus, cum Caes_ris postul_t_ cognovisset, respondit (глагол речи в perfectum indicat+vi): hanc Galliam suam provinciam esse (acc. cum inf. ). Nonne se (т. к. в прямой речи подразумевается ego) prius in Galliam venisse(inf. perfecti), quam popmlum Rom_num (acc. cum inf. )? Cur in suas (в прямой речи meus) posessiMnes ven+ret (perf. conj. )? Si ipsi (в прямой речи ego) illi (в прямой речи tibi) non praescrib_ret (imperf. conj. ), quem ad modum suo jure uter_tur (plusquamperfectum conj. ), non oport_re sese (в прямой речи me) ab illo (в прямой речи te) in suo (в пр. речи meo) jure imped+ri (acc. cum inf. ). Congreder_tur (imperf. conj. ), intellectkrum (acc. cum inf. futkri; местоимение и esse пропущены), quid Germ_ni virtkte possent (imperf. conj. ). Ariovistus, cum Caes_ris cognovisset, respondet (глагол речи в praes. ind. ): hanc Galliam suam provinciam esse . Nonne se prius in Galliam venisse, quam popmlum Rom_num? Cur in suas posessiMnes veniat (praes. conj. )? Si ipsi illi
non praescr+bat (imperf. conj. ), quem ad modum suo jure ut_tur (praes. conj. ), non oportere sese ab illo in suo jure imped+ri. Congredi_tur (praes. conj. ), intellectkrum, quid Germ_ni virtkte possint (praes. conj. ). Ариовист, узнав требования Цезаря (букв. когда узнал), ответил (отвечает), что эта Галлия - его провинция. Разве он не раньше пришел в Галлию, чем римский народ? Зачем тот (Цезарь) приходит в его владения? Если он (Ариовист) не предписывает тому (Цезарю), каким образом тот должен пользоваться своим правом, то не следует и тому (Цезарю) мешать ему (Ариовисту) в его праве. Пусть сразится, (и) он поймет как сильны германцы доблестью. Примечания.
В примере, где косвенная речь поставлена в зависимость от главного времени, времена глаголов и конструкции acc. cum inf. совпадающие с примером, содержащем косвенную речь, зависящую от исторического времени, не указываются. Вместо глагола inquam, inquit, который употребляется только в разрыве прямой речи, в косвенной речи используются другие глаголы со значением речи (см. лекцию IV). Из приведенного образца перевода косвенной речи видно, что личные местоимения при переводе лучше передавать теми именами и названиями, которые замещены этими местоимениями. Attractio modi
Иногда в придаточных предложениях, зависящих от оборота accusativus cum infinitivo (см. пример ниже), а также в придаточных предложениях, зависящих от главных со сказуемым в конъюнктиве, сказуемое также употребляется в форме конъюнктива, хотя никаких формальных оснований для этого нет. Такое явление называется attractio modi ("притяжение наклонения"): Mos est Ath_nis in contiMne eos (Acc. cum inf. ), qui sint in proeliis interfici (praes. conjunct+vi). - В Афинах есть обычай прославлять в народном собрании тех, кто был убит в сражениях; Di tibi dent (conj. optativus), quaecumque optes (praes. conj. ). - Да пошлют тебе боги все , что ты желаешь. Quaecumque - N. pl. от формы ср. рода местоимения quaecumque, quaecumque, quodcumque кто бы ни, что бы ни; здесь передано сочетанием "все, что" Глагол ferre
Глагол fero, tuli, latum, ferre нести относится к неправильным глаголам. Его своеобразие проявляется: в том, что основы инфинитива, перфекта и супина - разнокоренные (т. е. инфинитив, перфект и супин - суплеттивные формы); в образовании ряда форм praesens indicat+vi, activi и passivi, в infinit+vus praesentis act+vi и pass+vi и в повелительном наклонении. praesens indicativi   act+vi pass+vi   sing plur sing plur 1л fero fer-mus feror fer-mur 2л fers fertis ferris ferim-ni 3л fert ferunt fertur feruntur Infinit+vus praesentis: activi: ferre pass+vi: ferri Imperat+vus praesentis: sing. fer! plur. ferte! Замечания к таблице.
Глагол ferre образует формы от основы инфекта по типу III спряжения (т. к. основа инфекта fer-). Однако в ряде форм praesens indicativi activi отсутствует соединительный гласный. Инфинитив настоящего времени активного залога образуется также без соединительной гласной; инфинитив пассивного залога - с помощью окончания -re, т. е. по типу I, II, и IV спр. (ср. audi-re в IV спр. и т. п. , но teg-i в III спр. ). Остальные формы от основы инфекта, а также формы от основы перфекта и супина образуются по типу III спряжения. От глагола ferre с помощью приставок образованы многочисленные глаголы: af-f_ro, at-tmli, al-l_tum, af-ferre (из ad-fero) приносить au-f_ro, abs-tmli, af-l_tum, au-ferre (из ab-fero) уносить
con-f_ro, con-tmli, col-l_tum, con-ferre сносить (в одно место); сравнивать
dif-f_ro, dis-tmli, di-l_tum, dif-ferre откладывать, отсрочивать dif-f_ro, -, -, dif-ferre различаться ef-f_ro, ex-tmli, e-l_tum, ef-ferre выносить in-f_ro, in-tmli, il-l_tum, in-ferre вносить ob-f_ro, ob-tmli, ob-l_tum, ob-ferre предлагать prae-f_ro, prae-tmli, prae-l_tum, prae-ferre предполагать
re-f_ro, re-tmli, re-l_tum, re-ferre вести назад; докладывать, сообщать. Глагол ed_re
Глагол edo, edi, esum, ed_re есть образует, наряду с формами от основы презенса, параллельные формы, совпадающие с формами глагола esse, начинающимися на es-, т. е. 2 и 3 лица ед. числа и 2 л. мн. числа praesens indicat+vi act+vi, все формы imperfectum conjunct+vi, imperat+vus, а также infinit+vus praesentis act+vi:   praesens indicativi imperfectum conjunct+vi   sing plur sing 1л edo ed-mus ed_rem//essem 2л edis//es ed-tis//estis ed_res//esses 3л edit//est edunt и т. д. imperat+vus: ege//es! eg-te//este! infinit+vus praesentis: ed_re//esse Числительные полный свод латинских числительных см. в приложении В латинском языке существует четыре вида числительных:
количественные, обозначающие число "само по себе": unus, a, um один; duo, duae, duo два и т. д. порядковые, обозначающие число как признак предмета при счете: pimus, a, um первый; secundus, a, um второй и т. д. разделительные, обозначающие понятие "по скольку"; не имеют точного аналога в русском языке и переводятся количественным числительным с предлогом "по": singuli, ae, _ по одному; bini, ae, _ по два и т. д. числительные наречия, обозначающие, сколько раз произошло (происходит, будет происходить) данное событие: semel однажды, bis дважды и т. д. Образование количественных числительных
Количественные числительные первого десятка, как и в русском языке, представляют собой непроизводные слова. Количественные числительные второго десятка, кроме "восемнадцать" и "девятнадцать", образуются путем прибавления элемента -decim (от decem десять) к усеченной основе числительных первого десятка: septem семь, sep - decim семнадцать. Сложные числительные (т. е. состоящие из двух и более слов), включающие в свой состав 8 и 9, т. е. последние два числа в десятке: 18 и 19, 28 и 29 и т. д. , представляют собой следующее сочетание: duo- (или un-) + de + название следующего десятка: duodeviginti восемнадцать (букв. "два из двадцати", т. е. "двадцать минус два"); undeviginti девятнадцать (букв. "один из двадцати") и т. д. Названия десятков от 30 до 90 образуются с помощью элемента -ginta от несколько видоизмененных названий чисел первого десятка: tri-ginta тридцать, quadra-ginta сорок и т. д. (NB: "двадцать" - viginti). Сотни образуются от названий чисел первого десятка (измененных, но не так, как в названиях десятков) в сочетании с элементом -centi (после звонкого n -genti), происходящим от centum сто: tri-centi триста, quadrin-genti четыреста. Сложные числительные из двух слов (т. е. сложные числительные первой сотни) образуются, как в русском языке, соединением названий десятка и единиц: viginti unus двадцать один, или же сочетанием названий единиц и десятков, соединенных союзом et и: unus et viginti двадцать один. Названия тысяч состоят из слова mili_ "тысячи" и количественного числительного, показывающего, сколько их. Duo и tria, которые в этом случае употребляются при mili_, представляют собой формы ср. рода от duo и tres (по согласованию в числе и роде со словом milia): duo mili_ две тысячи, tria mili_ три тысячи и т. д. (NB: "тысяча" - mille). Миллион обозначается decies centena milia: decies - числительное наречие, centena - разделительное числительное, т. е. буквально "десять раз по сто тысяч". Сложные количественные числительные образуются, как и в русском языке, простым перечислением разрядов (тысяч, сотен, десятков, единиц): tria mili_ octingenti viginti unus три тысячи восемьсот двадцать один. Склонение количественных числительных Из количественных числительных склоняются только:
unus, a, um один, одна, одно - как местоименное прилагательное (см. лекцию IV). duo, ae, _ два, две:   m f n N duo duae duo G duMrum du_rum duMrum D duMbus du_bus duMbus Acc duos duas duo Abl duMbus du_bus duMbus  
tres, tria три изменяется как прилагательное двух окончаний и имеет только формы мн. числа:
все сотни (кроме centum сто) - как прилагательные I - II склонений только множественного числа: ducenti, ae, a двести   m f n N G D Acc Abl ducenti ducentMrum ducentis ducenti ducentis ducentae ducent_rum ducentis ducentae ducentis ducent_ ducentMrum ducentis ducent_ ducentis
существительное mille тысяча изменяется по типу ср. рода мн. числа III гласного склонения:   pl N G D Acc Abl milit_ milium mil-bus mili mil-bus
NB: слово tres, tria, названия сотен и слово mille не склоняется в ед. числе. Образование порядковых числительных
Порядковые числительные первого десятка (кроме "первый" и "второй"), а также "одиннадцатый" undec-mus, "двенадцатый" duodec-mus (т. е. от "третьего" до "двенадцатого" включительно) образуются от основ соответствующих количественных числительных: quattor -> quartus, a, um четвертый
Название интервалов в музыке являются по существу формами женского рода латинских порядковых числительных: секунда, терция, кварта и т. д. ). Понятию "второй" соответствуют два прилагательных: secundus, a, um следующий и alter, _ra, _rum другой; они употребляются соответственно контексту. Порядковые числительные второго десятка от "тринадцатый" до "семнадцатый" включительно состоят из порядкового числительного, обозначающего единицы, и слова dec-mus: tertius dec-mus тринадцатый (букв. "третий десятый") и т. д. Порядковые числительные, обозначающие десятки, сотни, а также слово "тысячный", образуются от основ соответствующих количественных числительных с помощью суффикса -esim- и родовых окончаний прилагательных I-II склонений: vic - esim - us двадцатый; cent - esim - us сотый; mill - esim - us тысячный. С этим суффиксом образуются также порядковые числительные, происходящие от составных количественных, оканчивающихся на 8 и 9 ("восемнадцатый", "девятнадцатый", "двадцать восьмой" и т. д. ): undevic - esim -us девятнадцатый, duodetric - esim - us двадцать восьмой и т. д. (т. к. в названия соответствующих количественных числительных входят названия десятков). Порядковые числительные, образованные от составных количественных, также пишутся в два (или более) слова: unus et vicesimus, или vicesimus unus двадцать первый. NB: все слова, входящие в их состав, являются порядковыми числительными (в отличие от русского языка, где в сочетании типа двадцать первый и т. п. только последние слово - название единицы - является порядковым числительным, а названия десятков, сотен и т. д. - количественным числительные): тысяча девятьсот шестьдесят восьмой milles-mus nongentens-mus duodeseptages-mus. Порядковые числительные, образованные от названий тысяч, образуются сложением числительных наречий (см. ниже) и слова miles-mus тысячный: bis miles-mus двухтысячный (букв. "дважды тысячный") и т. п. Понятие "миллионный" обозначается выражением decies (числительное наречие) centies (числительное наречие) milles-mus (букв. десять раз раз сто тысячный). Порядковые числительные склоняются как прилагательные I-II склонения. Образование числительных наречий
Числительные наречия semel однажды, bis дважды, ter трижды и quater четырежды представляют собой непроизводные слова. Остальные числительные наречия образуются от основ количественных числительных с помощью суффикса -ies и переводятся сочетанием соответствующего количественного числительного со словом раз или -кратно: quinqu - ies пять раз, пятикратно. Числительные наречия не склоняются и не изменяются по числам. Образования и склонение разделительных числительных
Разделительные числительные, кроме singmli, ae, a по одному, по одной, по одному образуется от основ числительных наречий (часто значительно видоизмененных) с помощью суффикса -n- и окончания -ibis -> bi - n - i по два, по две: vicies -> vice - n - i по двадцать и т. д. Разделительные числительные склоняются как прилагательные I-II склонений во множественном числе. Употребление числительных
Латинские количественные и порядковые числительные употребляются при существительных в функции определения. Изменяемые числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Наличие числительного при существительном не влияет на форму числа и падежа этого существительного (в отличие от русских числительных, которые требуют при себе существительное в родительном падеже мн. числа). Ср. : In legiM Roman_ decem cohortes (N. pl. ) erant. - В римском легионе было десять когорт (Р. п. мн. ч. ). In campM cohortes (N. pl. ) stabant. - В поле стояли когорты (И. п. мн. ч. ). NB: Числительные наречия в предложениях относятся к глаголам и являются обстоятельствами. Marius septies consul fuit. - Марий был консулом семь раз. Mille в ед. числе не склоняется и не влияет на форму числа и падежа существительного: ср. Consul cum mile milit-bus (Abl. pl. ) venit. - Консул пришёл с тысячей воинов и Consul cum militibus (Abl. pl. ) venit. - Пришел консул с воинами. Mille во мн. числе требует после себя формы G. plur. (как в русском языке): Consul cum tribus mil-bus mil-tum (militum - G. qualit_tis: см. лекцию) venit. - Консул пришел с тремя тысячами воинов. Разделительные числительные употребляются в тех случаях, когда в русском языке употребляются количественные числительные с предлогом "по": Apud Romunos quotannis bini consmles creabantur. - У римлян ежегодно избирались по два консула. Разделительные числительные и наречия употребляются при умножении: bis bina sunt quattor дважды два четыре (букв. "дважды по два есть четыре"). Accusat+vus tempOris
Accusat+vus temporis (винительный времени) отвечает на вопрос "сколько времени (непрерывно) продолжалось действие, процесс". Он употребляется без предлoга или с предлoгом per и переводится родительным падежом с предлогом в течение, в продолжение: Graeci Troiam (per) decem annos obsed_runt. - Греки осаждали Трою в течение десяти лет. Кроме того, с помощью acc. tempOris обозначается возраст: Crassus quttuor et triginta tum hab_bat annos. - Крассу было тогда 34 года. Упражнение 5 Genet+vus crim-nis Genet+vus crim-nis ("родительный преступления") употребляется при глаголах: acckso 1 обвинять arquo, ui, utum, _re унижать, порицать, осуждать libero 1 освобождать, absolveo, absolvi, absolktum, absolv_re оправдывать
и других судебных терминах, имеющих при себе названия преступления, которые и ставятся в genet+vus crim-nus. Необходимо также запомнить выражения: cap-tis damn_re осуждать на смерть, приговорить к смерти кого-либо; cap-tis absolv_re освобождать от смерти кого-либо.
Miltiades proditiMnis (G. crim. ) est accus_tus; cap-tis absolktus, pecunia mult_tus est. - Мильтиад был обвинен в измене; будучи освобожден от смертной казни, он был подвергнут штрафу. Использованная литература
Мирошенкова В. И. , Федоров Н. А. Учебник латинского языка. 2-е изд. М. , 1985. Никифоров В. Н. Латинская юридическая фразеология. М. , 1979. Козаржевский А. И. Учебник латинского языка. М. , 1948. Соболевский С. И. Грамматика латинского языка. М. , 1981.
Розенталь И. С. , Соколов В. С. Учебник латинского языка. М. , 1956. http: //www. altnet. ru/~rim/lekcicon/8/slov/slov. htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.