ХОЗ. УЧЁТ-это система наблюдений, измерений, контроля и отображения хоз. процессов для того чтобы управлять ими и контролировать. Задачи хоз. учёта: 1)Обеспечить сохранность матер. ценностей. 2)Изыскивать резервы роста и внедрять их в пр-во. 3)Обеспечивать рентабильность. 4)Проводить учёт и контроль за хоз. процессами. Классиф. хоз. учёта: 1. Оператив но-технический –это система наблюдений, измерений, контроля хоз. процессов. Это быстрый контроль, который практичес- ки документально не оформляется. 2. Статистический-это система наблюдений, измерений, контроля и изучения хоз. проц- ессов. Статистика изучает: состав населения, численность, продолжит. жизни, уровень рождаемости, смертности…3. Бухгалте рский учёт-это непрерывный, документальный учёт и контроль. Измерители: В завис. от вида хоз. деят. в бух. учёте примен яют различ. измерители: натуральные(количественные)-штуки, метры, пары, литры и др; трудовые человеко-день, человеко- час, академический и астрономический час; денежный-рубли и копейки. Все измерители взаимосвязаны. Задачи бух. учёта: 1)Контроль за выполнением плана товарооборота 2)Обеспечение рентабильности 3)Сохранность товарно-материальных ценностей. С помощью бух. учёта выявляют резервы роста рознич. товарооборота, снижение издержек обращения. Бух. учёт в магазине может быть централизованым и дец-м. Придецентрализованномучёте вся отчётность, вплоть до составления годового баланса, производится в магазине. Прицентрализованномучёте материально ответственные лица всю первичну ю документацию представляют в бухгалтерию фирмы, где её проверяют и обрабатывают. Документомназ. письменное п- одтверждение действий, совершённых в процессе хоз. деят. Документы составляют материально ответственные лица и нес ут за них ответственность. Все хоз. операции оформляются документально в момент их совершения, такие док-ты наз. перв ичными. С помощью док-в контролируют работу матер. отв. лиц, движения и наличия остатков товарно материальных це- нностей, проверяют обоснованость получения и выдачи, перемещения тов-в, находящихся в подчёте. Хорошо организован- ное ведение док-в помогает предупреждать нарушения. С помощью док-в проверяют правильность совершённых операци- й. Док-ы классиф: По назначению: Распорядительные-распоряжение-они предназначены для исполнения распорыжения, но сами исполнения на отражают. Исполнительно-оправдательные-они отражают исполнение операции (накладная, счёт ф актура). Док-ы быхгалтерского оформления-составляют счётные работники с целью подготовки распорядительных и опра вдательных док-в для последующей записи в бух. учёте (это журналы-ордера). Комбинированные-содержат распоряжения и исполнения-(расчётно-платёжная ведомость, расходно-кассовый ордер и др). По объёму содержания: Простые-содержа т одну операцию(накладная, счёт фактура). Составные-содержат 2 и более операции(отчёт кассира, товарный отчёт, авансо-вый отчёт). По месту составления: Внутренние-это док-ы, кот-е составляют внутри предпр-я и они не выходят за его пред елы (приходный, расходный кассовый ордер, отчёт кассира и др). Внешние-составлены на другом предприятии и вместе с товаром поступают к нам. Чтобы док-т обладал юридич. силой, отвечал своему назначению и давал все сведения, необход имые для хар-ки данной операции он должен содержать минимум показателей, кот-е наз. реквизитами. Требования пре- дьявляемые к оформ. док-в. Заполняют док-ы чернилами, на компьютере или на пишущей машинке. Заполнять разборчив о, аккуратно. Помарки недопустимы. Итоговые данные(количество и сумма)пишутся цифрами и прописью. Название месяц а указ. словом. Некоторые док-ы составляют в одном экземпляре, в случае необходимости составляют нужное кол-во экз-в. Кол-во экз-в зависит от характера отражающих операций и кол-ва инстанций, кот-е должен пройти док-т. Все денежные до к-ты после совершения операций погашаются штампом “погашено”или ”оплачено”. Составляют и подписывают лица, уча- ствующие в операции, они несут ответственность за правильность, достоверность и своевременное оформление. Док-ты св- оевременно операции соответствующие инстанции. Движение док-в от места их составления до передачи в архив наз. доку ментооборотом. Различные док-ты имеют различный документооборот. Хранание док-в. Док-ы хранят в архиве, их перепл етают в книги в хронологическом порядке. На обложке указывают: назв. док-в, номера, период за кот-й они составлены. Из а рхива их можно получить только по распоряж. гл. бух. В бухг. архиве их хранят в теч. года, а затем их передают в общий арх ив. Там их регистрируют в“архивной книге”. Каждаю категория док-в имеет опред. срок хранения. Кассовые и банковские док-ы хран. в теч. 5 лет. Накладные и акты, платёжные ведомости-в теч. 3-х лет. По истечении сроков док-ты уничтожают, а док-ы имеющие важное значение сдают в местный гос. архив. Материальная ответственность. М. о. -это обязанность тор г. работников обеспечить сохранность материальных ценностей или возместить ущерб причинёный вольно или не вольно. М. о. могут быть работники имеющие полный доступ к тов-у, достигшие совершеннолетия, ранее не судимые за воровство, кражу, хищение. М. о. -это двустороннее соглашение между администрацией и работником или работниками. ПодписываютТиповой договоро колективной(индивидуальной)материальной ответственности в 2-х экз-х, 1-й находится у администра- ции, 2-й у бригадира(работника). В догоаоре оговаривают: условия работы, обязаости сторон, порядок возмешения ущерб- а. Ущерб возмещаютсогласно законодательству, пропорционально зар. плате и отработаному времени. Переоформление до говора производится если из бригады выбывает бригадир или 50% и более работников с одновременной инвентаризацией Если в бригаду поступает работник, то его знакомят с условиями договора, и если он согласен то на договоре ставит свою подпись и дату. Бригада имеет право: 1)заявлять отвод работникам, кот-е по её мнению не внушают доверия. 2)требовать от руководства соответствующих условий работы, оборудования, инвентаря. 3)участвовать в приёмке тов-а и инвентаризац ии. Бригада обязана: 1)обеспечить сохранность материальных ценностей. 2)сообщать администрации о всех случаях угро жающих сохранности тов-а. 3)Соблюдать внутренний распорядок. 4)участвовать в приёмке тов-а и инвентаризации-(учёт или ревизия). Администрация обязана: 1)Предоставлять работникам соответствующие условия работы. 2)Создавать усло вия для обеспечения сохранности ценностей. 3)Контролировать соблюдение розничных цен. 4)Требовать своевременного учёта и предоставления отчётности. Довереность предъявляют при получении товара по безналичному расчёту с отсрочкой платежа или под реализацию. Дове реностьвыдаютматериально ответственному лицу, а если работник таковым не является то с него берут подписку о мате р. отв. Довереностьбывает: постоянная-(на год) и временная. Временная довереностьвыдаётся на срок до 15 дней. Выпис ывают её в бухгалтерии в одном экземпляре. В нейуказывают: кому, на какой срок выдана, от кого и какой товар получать. Получатель доверености расписывается в ней и его подпись утверждают руководитель и гл. бухгалтер. Выдают довереност ь под расписку в книге учёта выданых и принятых довереностей. При получении товара вместе с довереностью предъявля ют паспорт, довереность остаётся у поставщика. Если товар получают партиями то довереность остаётся у поставщика пос ле первого получения. За довереность необходимо отчитаться. Если товар получен, то не позднее 3-х дней; после получени- я товара документы на него необходимо сдать в бухгалтерию. Если товар небыл получен, то довереность необх. сдать в бух галтерию не позднее 3-х дней после окончания срока действия. Если за довереность не отчитаются то другую не выдают. Довереность сдают так же под расписку в книге учёта выданых и принятых довереностей. Сопроводительные док-ы-это док-ы кот-е сопровождают товар от поставщика к получателю. Их выписывают материально ответственные лица. Это: нак ладная, счёт, счёт-фактура, товарно-транспортная накладная и др. СЧЁТ-предназначен для расчёта между поставщиком и п олучателем, в нём указ-т: наименование и адрес поставщика, плательщика за товары, № и дата заказа, счёта, наименование тов-в, ед. измерений, кол-во, цена, сумма. Сумму записывают по каждому товару в отдельности и в целом по счёту. Подписыв ают руководитель и гл. бухг. К счёту прилагают док-ы о кол-ве(накладная, счёт-фактура)и качестве(сертификат). СЧЁТ-ФА КТУРА-по ней получают товар от поставщиков, в ней содержатся подробные сведения о товаре, служит приходным док-м для магазина. НАКЛАДНАЯ-явл. приходным док-м для магазина, по ней получают товар от поставщика. Содержит подроб ные сведения о товаре. РАСХОДНАЯ НАКЛАДНАЯ-прим. так же как и накладная.
Приёмка тов-в по кол-ву и кач-ву. Если товар поступил затареный, то его принимают по массе брутто и кол-ву мест. Есл и не затаренный, то по массе нетто и числу товарных едениц. Одновременно принимают товар по кач-ву. Если в рез. приёмк ирасхождений не выявлено, то м. о. лицо оформляет приёмку, т. е. на сопроводительных док-х ставит дату, подпись, штамп п- риёмки. При поступлении тов-а в вагоне или контейнере (автомобильном транспорте)прежде всего проверяют наличие и п равильность оформления док-в: соответствует ли товар требованиям, его кол-во, цену, наличие оттиска пломбы, все ли подп иси. Затем осматриваютперевозочные средства: целы ли замки, запоры, обшивка, целостность пломбы и соответствие её отт иска оттиску на док-х. Если в рез. приёмкивыявлены расхождениято приёмку приостанавливают, телеграммой или телефо нограммой сообщают поставщику об этом и отправляют сохранную расписку. Поставщик должен прибыть для дальнейше й приёмки тов-а в теч. 3-х сут. по иногородним поставкам, 1-х сут. по одногородним и 12ч. по скоропортящимся тов-м, не сч- итая дороги. Еслипоставщик не явится, то приглашают назаинтересованное лицо для дальнейшей приёмки. Если поставщи к даёт согласие на одностороннюю приёмку тов-а, то его принимает сам грузополучатель, при этом составляется акт в пяти экз: 1-в бухгалтерию, 2-поставщику, 3-м. о. лицу. В акте указ-т: состав комиссии, что значится по док-м, что фактически оказа лось, расхождения. Окончательнаяприёмка тов-а производится в магазине или на складе получателя в следующие сроки : от иногородних поставщиков-в теч. 20дн, одногородних-10дн, по скоропотящимся-24ч. Особености приёмки некоторы- х тов-в: При приёмке тов-а на складе поставщика получатель должен иметь довереность. При получении штучных и незат ареных тов-в получатель проверяет кол-во еден-ц и распис. в сопроводительном док-е, при этом выписывают счёт-фактуру
Если приёмка ведётся без проверки внутреннего содержания, то на сопроводительном док-те делают отметку о приёмке тов-а без внутренней про верки и подтверждают подписями поставщика и получателя. При приёмке тов-а от станции ж/д…(то же). При приёмке товара втарооборудованиинеобходимо проверить кол-во едениц тарооборудования и соответствие их накладным, соотв. оттиска пломбы контрольным оттискам, исправность тары, чихлов. Если при получении тов-а от станции ж/д будет обнаружена утрата груза или нарушена пломба(замки, обшивка), то необх. потребоват ь от ж/д взвешивание всего груза, проверки кол-ва мест и состояние всего товара. При составляют коммерческий акт, который явл. основанием для предъявления претензий ж/д. При отказе ж/д от составления акта приглашают представителя ж/д милиции, с которым производят проверку и сост авляют акт. Отказ ж/д от составления коммерческого акта можно обжаловать в теч. 24 ч с момента проверки. При приёмке тканей в кипах, кипу вс крывают с торца без нарушения упаковочной ленты и считают кол-во кусков в кипе. Если обнаружена недостача куска в кипе, то кипу предъявляю т для актирования. Шерстяные и шёлковые ткани перемеривают полностью, а х/б 25% от поступившей партии. Приёмка на ответственное хране- ние-производится в случае полного или частичного отказа магазина от товара, при получении товара пониженого кач-ва, некомплектного–сообща ют об этом поставщику одновременно отправляя сохранную расписку. Если возникнут разногласия между магазином и поставщиком, то магазин д олжен пригласить представителя бюро товарных экспертиз или госторг инспекции для дальнейшей приёмки товара. Оприходование товара. Пос тупившие и принятые товары должны быть опр-ны в теч. 24ч. Если товар поступил в меньшем кол-ве чем указано в документах, то его оприходов ать запрещено.
Если при продаже образуются отходы, то товар приходуют за вычетом этих отходов. По каждой странице тетради указ. сумму, тара пр иходуется вместе с товаром и по тем же документам. Оформление покупки тов-в за наличные деньги. При рачёте за покупку контр алёр кассир покупателю выбивает чек, в кот-м указ: №ККМ, дату, время, организация, сумму, сдачу, сумму полученых денег. Сумма выру чки по кассе должна соответствовать сумме денег поступивших в кассу. Результаты работы ККМ за день заносят в книгу кассира-опе рациониста или кассовую книгу. Возврат тов-в поставщику. Возвращают товар в следующих случаях(с согласия поставщика): хлебо булочные изд , колбасные, молочные продукты, яйца; Без согласия поставщика-если товар не качественный, некомплектный, с истёкши м сроком реализации. Залежалый, неходовой - по договорености с поставщиком. Для возврата необходимо разрешение руководителя. При этом оформляют счёт и выписывают расходную накладную, в кот-й указ. сведения о возвращённом тов-е, причину возврата. Вну- тренняя переброска тов-в-производится при перемещении тов-а из отделя в отдел одного маг-а(владельца); из маг-а в маг-н одной о рганизации; из склада в маг-н и др. случаях. Выписывают расходную накладную, для переброски тов-а необх. разрешение руководителяУчёт тары. Тара бывает: одноразовая и многооборотная (картонная, деревянная, тканевая, металлическая и др) По степени износатара подразделяется: на новую, держанную, отремонтированную и требующую ремонта. Тару, как и товар, принимают по тем же документам а так-же по кол-ву и кач-ву. Приёмка по кач-ву: соответствие стандарту, наличие и качество маркировки, нет ли поломок. В маг-не тару учитывают по кол-ву, сумме, группам: деревянная, тканевые мешки и пр. Учитывают тару на карточках или в журнала- х, где на каждый вид тары отводится несколько листов, в них указ: цену, остаток, приход, расход. Инвентарную тару учитывают по зал оговым ценам (бочки, фляги, дерев. ящики, тарооборудование) По этой же цене она и возвращается. Разбитую, износившуюся тару спи сывают с подотчёта м. о. лица актом о бое, ломе, порче; в кот-м указ. кол-во, причины и виновных лиц. Если виновные не установлены, то списывают за счёт прибыли предприятия. Товарные потери они бывают: нормируемые и ненормируемые. Нормируемые-бой, ло м, порча в пределах установленых норм. Естественная убыль-это потери объективного характера. Это-усушка, утруска, испарение, вым ерзание, распыл. Величина их зависит от условий и сроков хранения, времени года и физических св-в тов-а. Е/у списывают по нормам в % по розничным ценам. На фасованые тов-ы, тов-ы фабричной упак. и штучные-нормы е/у не приминяются. Потери списывают толь ко после проведения инвентаризации по фактическому наличию недостачи. При этом составляют акт в присутствии комисии. Ненор- мируемые-это бой, лом, порча сверх установленых норм. Они образуются в рез. транспортировки и небрежного хранения. Списывают их “актом о бое ломе порче”. Его составляют в 2-х экз: 1-в бухг, 2-м. о. лицу. В нём указ: состав комиссии, наименование разбитого, исп орченого тов-а, его кол-во, сумму уценки, причины, дальнейшее использование, виновных. Акт утверждает рук-ль. ПЕРЕОЦЕНКА то варов. Она производится в следующих случаях: если товар некомплектный, пониж. кач-ва, устаревших моделей или фасонов, сезонн- ая распродажа, истекает срок реализации и др. Переоценку производят по распоряжению рук-ля, в кот. указ: состав комисии, причину время начала и окончания работы. Переоценку производят после окончания рабоч. дня накануне дня введения новых цен. Товар пере считывают, перемеряют, перевзвешивают и заносят в акт. В кот-м указ: наименование, кол-во, цену до и после переоценки, разницу и с умму переоценки. УЦЕНКА тов-в-произв. в случае изменения цен на тов-ы, устаревших моделей или фасонов, потерявших своё пер воначальное кач-во, невыдержавшие гарантийных сроков, не мерный лоскут и др. Прежде чем приступить к уценке устанавливают т очное кол-во тов-в подлежащих уценке, размер и сумму уценки. Переоценка тов-в-произв. по постановлению правит-ва, а так-же при получении тов-а от поставщиков ненадлежащего кач-ва. Если переоценке подлежит более 1/3 тов-а, то произв. инвентаризацию всего тов-а, а по тем тов-м кот-е подлежат переоценке указывают новые цены, данные заносят в инвентаризационную опись.
Отчёт м. о. лицу за товары и тару. На предприятии происходит постоянное движение тов-в и тары, поэтому м. о. лица должны за них отчитываться. Для этого составляют Товарный точёт за опред. период времени. Этот период устанавливает бухгалтерия (5-7-30 дней...) Товырный отчёт составл. в 2-х экз, состоит из приходной и расходной части. В приходе указ: 1)Остаток тов-в и тары на начало дня, кот-й берут из предыдущего тов-го отчёта, а если накануне была проведена инвентаризация, то из инвентаризационной описи. 2)Пос- тупление тов-в и тары в отчётном периоде, товар указывают по розничным ценам и отдельно тару; так-же указ-т наименование поста вщика (док-та) и № док-та, записи производят в день поступления тов-в и тары. Считают “итого в приходе”=суммируем весь поступи вший товар и отдельно тару. “Итого с остатком” =”итого в приходе”+”остаток на начало дня”. В расходе указывают: 1)Реализовано тов-в или выручка за каждый день. 2) Другие выбытия: бой лом порчу, уценку, возврат тары. Все выбытия указывают по документам : № и дату и сумму. Указывают в день выбытия “итого в расходе”=суммируют весь выбывший товар и отдельно тару. Остаток на кон ец дня=из “итого с остатком”–“итого в расходе”. В товарном отчёте указ. так-же кол-во приложеных док-в на основании кот-х соста влен товарный отчёт. 1-й экз. с приложеными док-ми сдают в бухгалтерию, бухгалтер на 2-м экз. ставит подпись и отдаёт его м. о. лицу
Выведение и утверждение результатов инвентаризации. Рабочая инвентаризационная комиссия оформляет протокол по результа там инвентаризации и обеспечением сохранности ценностей. В нём указ: имеющиеся в наличии ценности (отмечают время их завоза состояние, наименование, поставщика, причины снижения кач-ва); ценности пришедшие в негодность (указ. причины порчи, виновн- ых). Комиссия делает выводы по результатам инвентаризазии, даёт рекомендации по устранению недостатков. Свои предложения пр едставляет на рассмотрение постоянно действующей комиссии. Рабочая комиссия берёт объяснение с м. о. лиц по выявленым недост ачам, потерям, порчам. Предворительные результаты инвентаризации выводят немедленно. Составляютсличительную ведомость, в кот-й указ: что оказалось фактически и что значится по док-м, и выводят результат. При выявленых недостачах, м. о. лица дают пись- менное обьяснение. Окончательно результаты оформляют “Актом результатов проверки ценностей” в 2-х экз. В нём указ: что числи- тся по док-м, фактические остатки, размер е. у. ,недостачу (излишки) и объяснение м. о. лиц. Затем все материалы рассматривает посто янно действующая комиссия, окончательное решение выносит рук-ль. Окончательные сроки инвентаризации: в мелкорозничной сети –не позднее 1 дня, в магазинах-3 дней, на складах розничной продажи прод. товарами–дней, непрод. тов-ми - 7 дней. Протокол утверждает рук-ль не позднее 10 дней после окончания инвентаризации. Контрольная проверка инвентаризации: Для её проведен ия издают приказ, в кот-м указывают: ФИО проверяющего, должность и цель проверки. Выборочной проверке подвергается 10-15% наиболее ценных и пользующихся спросом тов-в, записаных в описи. Товар пересчитывают и составляют “Акт контрольной проверк и инвентаризации”. В нём указ: когда, кто, в чьём присутствии произвёл проверку, что значится в описи, что оказалось при проверке, расхождения. Акт подписывает проверяющий, председатель и члены инвентаризационной комиссии, м. о. лица. При установлении ра схождений председатель инвентаризационной комиссии даёт объяснение. Инвентаризация ДЕНЕГ в главной кассе. Её проводят не реже одного раза в месяц с полным пересчётом и проверкой денег и ценных бумаг. Проводят на основании приказа, в кот-м указ: состав комиссии и цель. Перед началом проверки старший кассир записывает в кассовую книгу все оформленные приходные и расхо дные док-ы, определяет остаток денег и составляет отчёт кассира. Комоссия проверяет фактический остаток денег и ценные бумаги и устанавливает обеспечение их сохранности. Составляют “акт о проверке наличных денежных средств главной кассы” в 2-х экз; при обнаружении расхождений в акте указ. сумму расхождений и причины их образования. Неоформленные док-ы в расчёт не берутся, а в конце акта в примечании указ. : когда, кто, по чьей подписи и на какую сумму были выданы деньги. Наличные деньги неоправданн- ые документами считаются излишками и приходуются в бюджет предприятия.
Учёт кассовых операций. В маг-е существует два вида касс: операционные и главная. Главная касса находится у старшего (главног о) кассира, где осуществляется поступление и выдача денег. Приходные кассовые операциик ним относится: поступление денег в главную кассу от кассиров-операционистов, продавцов латков, киосков, палаток, поступление начёта (-погашение недостачи), остат- ков подотчётных сумм, погашения кредита. При этом выписывают приходный кассовый ордер в одном экз. , в кот-м указ: когда, от кого, какая сумма получена. Правая сторона содержит те же реквизиты что и в ордере, и за подписью кассира квитанцию возвращаю т сдатчику денег. Расходные кассовые операциик ним относятся: выдача денег из кассы на командировочные нужды, хоз-е расходы размен, оплату стеклопасуды, зарплату и др. При этом выписывают расходный кассовый ордер в одном экз. В нём указ: кому, когда, на что, какая сумма выдана. Получатель денег в ордере указывает сумму полученых денег цифрами и прописью. На хоз-е и команди- ровочные расходы деньги выдают под отчёт, такие деньги наз. подотчётными суммами, а работники кот-е их получают подотчётным и лицами, это бывают м. о. лица. За полученые деньги необх. отчитаться, для этого в теч. 3-х дней с момента совершения операции сос- тавляют на основании док-в, кот-е подтверждают эти операции. Авансовый отчёт вместе с приложеными док-ми сдают в бухгалтерию Если подотчётная сумма не истрачена или есть остаток, то его сдают в бухгалтерию по приходному кассовому ордеру. Для получения подотчётных сумм на имя рук-ля пишут заявление, в кот-м указ: на какие цели и какая сумма нужна. З/п выдают из кассы по платёж- ной ведомости. Сдают деньги в банк (расходные кассовые операции) по препроводительной ведомости. Хранение денег в главной кассе. Помещение главной кассы должно быть изолировано, иметь решётки на окнах и металлич. двери. Во время работы помещение должно закрываться изнутри. Деньги и ценные бумаги должны храниться в сейфе, кот-й по окончании работы замыкают и опечатыв- ают печатью гл. кассира. Дубликаты ключей в опечатаных пакетах должны храниться у рук-ля. Опечатывают пакеты печатью старше го кассира. Перед открытием гл. кассы проверяют сохранность замков, решёток, дверей, печатей. Если они повреждены то сообщают вначале рук-лю, а он в органы внутренних дел. После разрешения органов ВД рук-ль, гл. бух. и старший кассир проверяют наличие денежных средств и ценных бумаг и составляют акт в 3-х экз: 1-в органы ВД, 2-рук-лю, 3-остаётся на месте. Подготовка выручки к сдаче в банк. В конце рабоч. дня старший кассир подберает деньги по купюрам, складывает по 100 листов в пачку одного достоинст- ва, в одном направлении, одной стороной кверху и обклеивает лентой. Монеты складывает в пакеты по достоинству. Выписывает пр епроводительную ведомость в 3-х экз: 1-вкладывает в сумку с деньгами, сумку закрывает и пломбирует. Деньги в банк сдают через инкасатор отделения связи или объединённые кассы. За маг-м закреплены две сумки с одинаковыми номерами, одна находится в бан- ке а другая в магазине. Передача денег в банк. Инкасатор в конце рабоч. дня объезжает по маршруту и собирает выручку, при получ ении сумки с деньгами он должен предъявить старшему кассиру явочную карточку, удостоверение личности с фотографией и подпи сью, довереность на право сбора денег и порожную сумму. Старший кассир, проверив док-ы и сделав отметку в явочной карточке (д- ату и время приезда, №сумки пустой и заполненой, сумму вложеных денег и подпись старшего кассира) старший кассир передаёт ин касатору сумку с деньгами и вторым экз. препроводительной ведомости в обмен на пустую сумку с тем же номером. При получении сумки с деньгами инкасатор расписывается и накладывает штамп банка на 3-й экз. ведомости, кот-й остаётся в магазине. По приезде в банк деньги пересчитывают и если выявлены недостачи или фальшивые деньги то оформляют акт, кот-й есть в ведомости и отправ ляют его в м-н. ОТЧЁТ КАССИРА. Ежедневно старший кассир в конце рабоч. дня составляет отчёт кассира. В кассовой книге маг-а ежедневно записывают остаток денег на начало дня, поступления, выбытия и остаток денег на конец дня. Записи ведут на основании приходных и расходных док-в. В конце рабоч. дня старший кассир подсчитывает итоги прихода и расхода и остаток. Вторые экземпл яры листов должны быть отрывными, они являются отчётом кассира. Первые экземпляры остаются в маг-е, 2-й в бухгалтерию. Отчёт кассира состоит из приходной и расходной части. Вприходе указывают: остаток на начало дня, поступление денег, итого за день. В расходе: сдано в банк, возврат покупателям и др. выплаты по расходным док-м, остаток. Отчёт сдают ежедневно в бухгалтерию с при ложением приходных и расходных документов.
Учёт основных средств. К основным средствам относится: здания, сооружения, оборудование, машины, т. е. средства, предметы срок службы кот-х более 1 года. Они классиф: По принадлежности: собственные и арендованные; по назначению: торгово-производстве- нные (магазины, кафе, цеха, оборудование); жилищные (дома, квартиры, общежития); культурно-бытовые (-музеи, театры, кафе, столовы е и др. ); по использованию: действующие и бездействующие. В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и фактичес- кая стоимость на данный момент не соответствует первоначальной стоимости на сумму износа. Разность между первоначальной сто имостью и износом наз. остаточной стоимостью. Износ начисляют по установленным нормам изходя из сроков эксплуатации. Первоначальная стоимость-это затраты на покупку, транспортировку и установку. Восстановительная-это затраты на восстановл- ение основных средств. Износ основных средств. -он бывает: Моральный-обесценивание действующих объектов всвязи с техническ им процессом; Физический-физическое изменение объекта (сломан). Постройку и покупку основных средств оформляют актом приё ма-передачи, которое составляет комиссия. Учитывают основные средства по отдельным объектам и м. о. лицам. Открывают инвент- арные карточки на каждый объект или заводят инвентарную книгу. В карточке (книге) указ: наименование предмета, место и год изг отовления, заводской и инвентарный №, дату поступления, первоначальную стоимость и краткую хар-ку, а так-же все перемещения и ремонты. Учёт малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Относятся: предметы, срок службы кот-х менее 1г. (веники, сан. спецодежда). Т. к. учёт их ведут по первоначальной стоимости (покупной+расходы на доставку), то оприходование их оформляют те- ми-же док-ми что и товар. Учёт осуществляютпо м. о. лицам и местам хранения. Для этого составляют ведомость или карточки. При нимают МБП м. о. лица по кол-ву и кач-ву и приходуют на основании сопроводительных документов. Учёт санспецодежды и спецо- буви: Относится: халаты, фартуки, рукавицы, валенки, телогрейки и др. Учитывают их в магазине так-же как МБП на основании соп роводительных док-в. Принимают по кол-ву и кач-ву. Работникам их выдают по ведомости, в кот-й указ: ФИО, наименование предм ета, дата выдачи, на какой срок, % износа, дата возврата, подпись получателя. Списывают их за счёт прибыли предприятия.
Денежное выражение стоимости товара, услуг наз. ценой. Продажная цена-это цена, по кот-й реализуется товар оптом, мелким опт- ом и в розницу. Торговая скидка-это часть розничной цены тов-а, предназначеная для возмещения торговых расходов. Покупная цена-это цена по кот-й приобретается товар. Торговая наценка-это добавленная стоимость к покупной цене тов-а. Розничная цена -это цена по кот-й товар продаётся населению. Расчёт затрат с производством и реалтзацией продукции наз. калькуляцией. Косвен- ный налог на алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, легковые авто. , ювелирные изд. и др. наз. акцизом.
Инвентаризация основных средств и МБП-необх. для контроля за их сохранностью, выявлением не используемых предметов, кот -е можно реализовать, а непригодные списать. До начала инвентаризации проверяют инвентарные карточки, паспорта и др. документ ацию, осматривают объекты и указывают их фактическое наличие в описи, наименование, инвентарный №, кол-во, цену, сумму. Осн овные средства непригодные для эксплуатации заносят в отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию, причин приве дших к негодности. Инвентаризация МБПосуществляется по местам хранения и м. о. лицом. Результаты инвентаризации заносят в о- пись. Если МБП находятся в индивидуальном пользовании, то составляют групповую ведомость с указанием ответственных лиц , первоначальной стоимости. Если износ учитывают по фактическому состоянию, то указывают размер износа.
Документальное оформление выбытия осн. средств. Для списания в рез. их непригодности к дальнейшей эксплуатации создаётся п остоянно действующая комиссия, кот-я определяет причины ликвидации, возможность дальнейшего использования списаных объек тов, виновных в преждевременном списании, вносят предложения о привлечении их к ответственности. Полученные в рез. списания матер. ценности и основные средства направляются на развитие предприятия. Документальное оформление списания МБП. Если МБП пришли в негодность –составляют акт на основании кот-о их списывают. В акте указ: причины списания, виновных преждевре менного списания, сумму, год приобретения. Израсходованные хоз-е материалы списывают по акту, в кот-м указ: наименование изр- асходованных материалов в соответствии с нормами, за какой период списывают, на какие цели истрачены в учёте отражают по фак- тической сибестоимости.