Сатира Маяковского нацелена против всего того, чтосимволизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость,— не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и посей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известноммультфильме, говорит: «Это у меня обед, а у них работа!»
Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какойбы тяжелой для него лично и для общества, в частности, она ни была: главное—заставитьлюдей смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно вэтом и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского.
Можно сказать, что практически все произведения Маяковскогонесут сатирический заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойносуществовать не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворенийон пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие —белым, а гнилые — черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому чтовеселого в таком трагикомичном «учении» мало.
«Поэтохроника» — вот как называет Маяковский жанр своихпоэм. Именно в них предполагалось раскрыть самые уродливые явления окружающейего повседневной жизни. Кругом тонула
Россия Блока...
Незнакомки, дымки севера
Шли на дно, как идут обломки
И обломки консервов... Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычнотаится под подобными поэтическими выражениями, романтическими штампами,—обычнаяжесть, имитация чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которуюнадо сразу раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждениеэта видимость «снаружи».
Юрий Тынянов утверждал: «Маяковский возобновил поэтическийобраз, где-то утерянный со времен Державина». Действительно, он сумелсоздать новый, предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработалновую систему образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именносатира, юмористическое отношение ко всему и явились для Маяковскогоосновополагающим средством: просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь: Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо. Так Маяковский определяет настоящий мир, в которомвсе естественно и небезобразно, а все надуманные образы просто уходятна дно, подобно пустым жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистилпоэзию для новых произведений, дал дорогу новому творчеству, которое неискало бы каких-то теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должнобыть разрублено и уничтожено.
Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнемуостается актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спалв ожидании каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир,правда, еще не подготовленный к его экспериментаторству. Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем все меньше
и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложения! Это — прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачемделать, когда можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли углявсе меньше и меньше — не от этих ли «предложений»?
После революции вступил в силу неоправданный оптимизмнасчет дальнейших побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизмесветлое будущее не построишь, и призывал народ к действию: На арену!
С купцами сражаться иди!
Надо счетами бить учиться.
Пусть «всерьез и надолго»,
но там,
впереди,
может новый
Октябрь случиться.