В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает жизньмосковского общества, рисует целый ряд образов, весьма характерных для тоговремени. Исключением из этого ряда является Александр Андреевич Чацкий,который не приемлет сложившихся в этом обществе установок и в результатеобъявляется «сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общиечерты — те самые, которые позволяют им выживать в современном им обществе.Ярче всего эти черты проявляются в характере Алексея Степановича Молчалина.
Речь здесь идет не о тех достоинствах Молчалина, которые он сам упоминаетв разговоре с Чацким: «умеренность и аккуратность». Под «молчалинским» надопонимать и «бессловесность», присущую в некоторые моменты всем, даже самымзначительным героям, и умение «сгибаться вперегиб», когда «надо подслужиться»,а самое главное — привычка всегда принимать чужое мнение, любить все, чтоостальные ставят в образец.
Можно проследить, как все эти черты то и дело проявляются у большинствагероев комедии. Своеобразным призывом, требованием соблюдать правила служитреплика Фамусова, произнесенная уже в первом действии: «Молчать!» Тем самымон не только приструняет окружающих, но и определяет основной принцип существованияв обществе: молчи — и тебя никто не будет трогать. Здесь заметна авторскаяирония: именно те, к кому обращен возглас Фамусова, и не желают соблюдатьэто необходимое требование. Это Софья, которая, по мнению Молчалина, слишкомоткровенна: «хочу — люблю, хочу — скажу», и Лиза, для которой, в отличиеот прочих обитателей Москвы, еще существуют понятия преданности и любви.
Фамусов ифает после самого Молчалина, наверное, самуюзначительную роль в раскрытии понятия «молчалинского». Его монолог про дядю,Максима Петровича, является своего рода гимном всему «молчалинскому». ЗдесьФамусов приводит в пример и умение «подслужиться», и нежелание иметь собственноемнение. Кроме того, из этого монолога видно, что Фамусов не просто считаеттакой образ жизни подходящим для себя, но и находит его образцом поведениядля всех остальных. Сам Фамусов весьма активно следует примеру собственногодяди. Он лебезит перед Скалозубом, поскольку тот может повлиять на его благосостояние,женившись на Софье.
Не являются исключением и другие герои комедии. Однине боятся высказывать свои мысли, но лишь потому, что их более высокое положениепозволяет им рассчитывать на всеобщее признание собственного мнения. Другиеумеют в нужный момент оказать услугу в надежде на благоволение. Едва услышавчье-то мнение, любой тут же выдает его за свое, желая и тут извлечь длясебя выгоду, прослыть умным и проницательным человеком. На этой почве случайноброшенная реплика Софьи о сумасшествии Чацкого становится в мгновение окавсеобщим мнением.
Тема «молчалинского» в комедии развивается постепенно и достигает высшейточки в седьмом явлении четвертого действия. Решающей становится реплика,которая неслучайно произносится всеми героями комедии «вместе»: «Да каквы! Можно ль против всех! Да почему вы? стыд и смех». Действительно, в этомобществе совершенно невозможно идти против всех, примером этого становитсяЧацкий, покидающий в финале комедии Москву навсегда.