В первой главе романа А. С. Пушкина«Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни —пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра,балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждогодня жизни молодого героя, пользующегося, однако, явной симпатией автора.
Одной из первых характеристик героя является выражение«молодой повеса», достаточно ясно, на мой взгляд, отражающее одну из основныхчерт натуры Онегина. Лучше всего Евгений владел «наукой страсти нежной»: Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать... Любовь для Онегина, каким предстает он в начале произведения,была действительно всего лишь «наукой», которую, постоянно вращаясь ввысшем петербургском обществе, при желании не так уж и трудно освоить.Для этого не нужно быть обладателем сказочного богатства или блестящейвнешности, хотя и то, и другое ценилось искушенными в любви и страстисветскими львицами, безо всякого стыда и смущения изменявшими своим сановитыммужьям. Главное — умение «играть», подражать знаменитым героям модныхв то время романов, иметь хорошие актерские способности. Для Онегина несуществовало настоящей любви, он всего лишь лицедействовал — и потомуне принимал близко к сердцу ни любовные неудачи, ни победы.
Нет ничего странного, что в итоге Евгений оказалсяпресыщенным и «зараженным» широко распространенной среди «золотой» молодежитого времени хандрой: Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум... Казалось бы, такой человек вряд ли способен когда-либопроникнуться настоящим, сильным чувством. И действительно, поначалу, узнаво любви Татьяны, Онегин способен ответить лишь неким жалким подобием высокогочувства: «Я вас люблю любовью брата —
И, может быть, еще нежней...» Однако это уже «что-то» для человека, привыкшеговоспринимать любовь как актерство, как источник удовольствий. После встречис Татьяной период «театральной» жизни Онегина заканчивается.
В восьмой главе романа мы видим его двадцатишестилетним,измученным бездельем и одиноким «странником». Он встречает Татьяну. Еепревращение в блестящую светскую даму, пленяющую всех безупречным вкусом,простым обхождением, такую «равнодушную» к нему самому и «смелую», заставляетОнегина позабыть о «страсти нежной» и почувствовать истинную пламеннуюлюбовь. Он потрясен и пишет в письме Татьяне, так похожем на ее собственное: Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!... В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло емуневмочь», и Онегин готов к гибели, как когда-то Татьяна желала заплатитьжизнью за любовь. Но если Татьяна добровольно отдается любовному порыву,она рада новому для нее чувству, то Онегин «свое безумство проклинает».Но в «безумстве» героя мы, равно как и автор романа, видим результат егоперерождения, мы понимаем, что никогда уже он не будет прежним Онегиным— «актером» и повесой. И вместе с болью и состраданием к лишенному последнейнадежды на счастье герою чувствуем тихую радость: любовь — подлинная ивысокая— победила.