Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к З-2-мутыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. Внутри этого периода выделяютсянесколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V ев. до н.э.);послеведический (до III-IV вв. до н.э.); период философии сутр (до lll-IVBB.н.э.). Главная целью индийской философии — достижение вечного блаженствакак до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение отвсякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление.Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшеесущество. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм. Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленностьна индивида, личность. Однако в джайнизме больше элеменгоа рационализма.Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующейпроблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнистыстарались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождениедуха джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связьиндивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременноматериальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющаяматериальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармыв результате благих дел и аскетического поведения. Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечноеблаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо Прожить так, чтобыдостичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состояниинирваны. Буддизм — религиозно-философской концепция, которая возниклав VI—V вв. до н.э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, которыйпостиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения)и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всехлюдей а страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийскойконцепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ.Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинациидхарм — вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличногожизненного процесса — и образование другой комбинации, что и представляетсобой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляетсобой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступаетучение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцанияв йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возниклаоколо I в. до н. э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождатьсяот волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановитьпоток перевоплощений. Такое по плечу только «святым» — людям,достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Достичь нирванычрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представитьрационально, его можно только ощутить. По сути это бессмертие, вечность,конец мира. Достигнуть такого состояния могут те, кто тренируют веру, мужество,внимание, сосредоточенность, мудрость. Это позволяет им войти в состояниевечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний. Индийская философская мысль предстает как целостная концепцияличности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях. Индийскийтип философствования сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясьот сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентируетна уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Можносказать, что и нирвана, и йога служат не столько адаптации мира к чешвеку,сколько человека к миру. Тем самым индийская филовЬфия полагает, что еслимир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.