Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистическойфилософии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжалрешать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека вобществе, тде господствует частная собственность на средства производства,и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философскихрукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступаетэкономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем многозанимается концептуальным анализом природы и особенностей функционированиякапиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человекаотходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектическийметод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух.а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиургвсего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову ипреобразованное в ней». Движущей, материальной силой в обществе является деятельноеотношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступаетматериальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводитсяк некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построенаи соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретируеттрадиционную онтологию материализма, где только познающий субьект активен,а познаваемый объект всегда пассивен. В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеетдело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно»,как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самымпознание — сложный процесс взаимодействия субъекта и обьекта. «Вопросо том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсене вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный,кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению,философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. При решении социально-философских проблем Маркс продолжалтрадиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматриваяразвитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономическихформаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классическойнаучной парадигмы. Вместе с Марксом в разработку этих философских представленийопределенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброскик критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формированиевзглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжениивсей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию быгия. Значительнаррль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах«Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена),«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особоевнимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектическогоспособа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслениюдостижений естественно-научного знания. Философским новаторством Маркса стало материалистическоепонимание истории. Исторический материализм — это распространение материализмана общественную жизнь, социальный мир, историю. Философию Маркс рассматривал как руководство к действию,имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна былаознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистская философия была не только рационалистической,но и сциентистско-ориенгированной. Несмотря на различные подходы в целом,и позитивизм, и марксизм исходили из признания большой роли научного разумадля решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологическихи других проблем.