Шпаргалка по предмету "Философия"


Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкойклассической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии,но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право— вот главные темы философского ученияКанта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемыбытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследованиевозможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимыеусловия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основузнания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Ноони же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматическийприем познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной— метод критического философствования, состоящий в исследовании приемовсамого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и висследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различайвоспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами посебе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, какон нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своихявленных формах. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектикадля него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражаетпротиворечия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическаяформа, предметом диалектики становятся сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин«синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтезрассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканскимпереворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей.Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственныхвосприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощьвоображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своейхарактеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивнойспособностью воображения. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственноантропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, кактрансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условиевозможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условиеего возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности.Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующегоэмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознанияк нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия,данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальнаяидея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самихпо себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разумвпадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах всебе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении кмиру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности,страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирическойреальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе»,где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсыу самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственныйдолг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.