Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкойклассической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии,но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право— вот главные темы философского ученияКанта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемыбытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследованиевозможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимыеусловия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основузнания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Ноони же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматическийприем познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной— метод критического философствования, состоящий в исследовании приемовсамого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и висследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различайвоспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами посебе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, какон нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своихявленных формах. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектикадля него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражаетпротиворечия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическаяформа, предметом диалектики становятся сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин«синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтезрассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканскимпереворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей.Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственныхвосприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощьвоображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своейхарактеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивнойспособностью воображения. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственноантропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, кактрансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условиевозможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условиеего возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности.Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующегоэмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознанияк нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия,данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальнаяидея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самихпо себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разумвпадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах всебе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении кмиру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности,страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирическойреальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе»,где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсыу самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственныйдолг.