Просвещение входит в культуру как торжество рационализма,завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшееразвитие в XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры впрогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшегорасцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы.Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма,но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизикиза ее умозрительноть и ' недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясьна достижения науки и принципы материалистической философии. Во ФранцииПросвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву дляпоявления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собойне только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурныезадачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностямисвоего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделатьлюдей «совершеннолетними», научить их критически относитьсяк предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер,Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри,К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид,А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения— «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологиПросвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полнореализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропагандасамоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованиюсоциальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита имиестественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных врелигиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма. Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовкиразума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательныхисгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижениявсех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связьмежду различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойствомчеловеческого разума является готовность и способность искать истину. Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещенияставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытоми потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столькона философско-методологической установке, сколько на достижениях науки.Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов,которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходныхпринципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюдаметодологическая установка: опытные данные должны быть исходными в пониманиипроисходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статуснауки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учатанализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру. Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепциюэпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимостьчеловека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителейсостоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно— бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует,все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существоразумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом. Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространениизнания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следуетуделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.