Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление.Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего,дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеямиЭпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию душии тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задаткичеловека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результатсобственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, егосущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активностии деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл егожизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью,которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации,— главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу,индивидуальность (главные стороны бытия личности). Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения былипросвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рожденияи перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственнымине в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровнюобразования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а рольфилософии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формированиинравственности человека. С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобиебога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволялопонять, что в человеке есть греховное, а что божественное. Существует Зсоставляющих человека: дух, душа, тело. Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра,красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти,плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственныеnoci упки. Душа — звено, связывающее тело и дух. В зависимости от того,направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен.Душа поэтому занимает особое место в человеке. Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософскиеконцепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластическихметодов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в философии были: методы экспериментально-математическогоисследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположноетеологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементовантропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается всвоей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическоепонимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных,неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическаянепоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причиныбытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленноеположение бога в бесконечном мире. Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большоевнимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богомприроды. Это значит, что человек не занимает привилегированное положениев мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другимсуществам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античныхстоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человекав соответствии с этой необходимостью.