Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формироватьиное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуальногомира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философскихсистемах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого ифилософа Рене Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработалисвои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика.«Целью нашего общества, — утверждал Бэкон, — является познание причини скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покудавсе не станет для него возможным». И для Декарта, который был не тольковеликим философом, но и не менее великим математиком, наука — высшая ценность.Она основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемогов технике. Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познанияприроды. Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философииНового времени. Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления вафоризме «Знание — сила». В знании, в науке Бэкон видел мощныйинструмент : социальных изменений. Заслуга Бэкона состоит в том, что он отстаивал самоценностьнаучного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь междуфилософией и теологией. Певец нового подхода к природе, он доказывал, что «ниголая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы».Знание и могущество человека coвпaдают, поскольку незнание причины затрудняетдействие. Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природапобеждается только подчинением ей. Истинное Знание, по Бэкону, достигаетсяс помощью познания причин, среди которых он выделяет материальные, действующие,формальные и конечные. Физика занимается исследованием материальных и действующихпричин, наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины, конечнымипричинами занимается теология. Он подвергает критике схоластику, которая,сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималасьформальным выведением одних положений из других. У истоков и в центре философии Декарта стоит человек, Я как«мыслящая вещь». Под нею Декарт понимает «вещь сомневающуюся,утверждающую, отрицающую, знающую весьма немногое и многое, не знающую,любящую, ненавидящую и чувствующую». Доказательство могущества разума начинается у Декарта с критикипритязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности ис универсального сомнения в «старых истинах», опирающихся наавторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности. Декарт видит первую определенность философии в том, что «вовсем должно сомневаться». Он призывает не превращать данные органовчувств в истину. Это же относится к вопросу о достоверности познания, основанногона имени «авторитетов». Прежде чем довериться данным органамчувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческиевозможности интеллекта. В центр внимания выдвигаются проблемы человеческогопознания. Принципиальный характер универсального сомнения обусловленособенностями эпохи, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями.И если господство этих традиций Бэкон преодолевал с помощью критики «идолов»и строил новое здание на основании опыта и индукции, то Декарт боролся сними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образцомрационалистической методологической программы Декарта выступает математика— символ ясности и дедуктивной строгости. Воспев разум и показав реальные возможности своей методологиина практике — через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии,— Декарт был осторожен в вопросах, которые могли вызвать недовольство церкви.По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Богсоздавал те или иные вещи. но оставлять в сгороне вопрос, для чего, зачемон это делает.