Символами общественного прогресса в XVII веке становятсяпервые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.)и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходятрадикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознаниилюдей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание,интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развитиянауки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющихприкладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательныйученый олицетворяют идеал человека. Правящие круги передовых европейских государств, стремяськ военному и экономическому господству, оказывают покровительство учеными поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политикапо отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществи т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитоеЛондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительствомКарла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членамиэтого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики новоговремени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движениянебесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первогоминистра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия. В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями,активно развиваются математические формализованные методики, что приводитк появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений,аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направленияв научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новоевремя они все более объединяются в одном экспериментально-математическомметоде познания. Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движениител, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческихвзглядов XVII века. Связь философии с порождающей ее социальной средой не былаопосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительнойоставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственнойидеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередковынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу,«первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характернодля научного творчества Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многихдругих. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизмав рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы«или ... или». «Двухмерное» видение проблемы непозволяет познать многообразие живого реального процесса становления научногопознания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучнуюкартину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личноститворца получили название — деизм. Как и в эпоху Возрождения, большое распространениеимела концепция «двух истин» — «божественной» и«природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояниеноминализма и реализма. В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемикао том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новоевремя эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма. Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия,опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важностицеленаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.