Предпосылкой атомизма была потребность дать материальноеобъяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и ихподвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткойразрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечногомножества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которойпроисходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делитьсядо бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьмабольшого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силусвоей неделимости необращающихся в ничто, уже не может рассматриваться какбесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это былоу Зенона. Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положениеатомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своимибесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главныхпредпосылок учения Демокрита является взгляд по которому ощущения представляютхотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляютсяболее тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существованиеудостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокритотличает то , что существует во мнении от того, что существует в действительности:«лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении— теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуюттолько атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственностивоспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимаетсяизучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего,образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственныевосприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод,в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, илисплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятсяи снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и всепрочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действигельности Демокритдопускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделениеи лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательноне является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей.Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматриваяее как результат незнания. Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых,огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью,она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивнойобъективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки»(поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметовисгекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств,порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуемне в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулисьбы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальныйобраз формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. Атомическое учение распространяется Демокритом на учениео жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложениюатомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.Душа не бессмертна.