Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высотыв творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедическивобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную системуконкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине,тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существованияматерии, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материяне может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшитьсяв своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна,пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразиявещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придатьматерии соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческийфактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимули цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи:материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразныевещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материянеразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержитсяв материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляетсобой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядкевсе большего совершенства. Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевскоерассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляетэнергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматриваетпричинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Всвязи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—этоэнергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействияявлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающейэнергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то,ради чего». Аристотель разработал иерархическую систему категорий, вкоторой основной была «сущность», или «субстанция»,а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальнойсистемы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность,состояние, отношение. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельныйпроцесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличиеединого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятиюо первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытиябожия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле:ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина,сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин.Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютногоначала всякого движения. Этим началом является божество как общемироваясверхчувственная субстанция. Аристотель дал анализ различных «частей» души:памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — кобобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственноощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, ноона «немало времени проводит в ошибках» — «добиться одуше чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего».Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душавечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основаниеопыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений:оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметовбез их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрестинаучное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего иизменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являютсяпонятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теориюпознания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящеезначение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения,умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.