Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, ронизывающийсвоими тончайшими духовными нитями сю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос,и отдельные предметы и явления: в нем общее совмвщено с единичным, а космическое— с человеческим». Космос - это своего рода художественное произведение.Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует,преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующимиобщие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собойединство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивыхпредметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, аконкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытиеми небытием: они только тени вещей, их слабые копии. Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещиесть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы питьидею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея— это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: ониобладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственнарегулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (отгреч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материиорганизуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некиебожественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергиейустремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения.Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнцев царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой,которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющеймировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшимусловием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение«нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно намолодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовыхи нравственных норм. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рожденияпребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешнуюземлю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице.Появившись на свет, она уже знает все. что нужно знать. Она сама избираетсвой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом.Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная,обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями,или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая— мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способнаяадекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчимдуши, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению.В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична ирефлексивна. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превышевсего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находитсяв сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а ввысшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякогорода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полонбеспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всемисилами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни счем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточитьее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинными вечным.