Софистика — открытый рационалистический (ранее натуралистический)период греческой философии. Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именоваличеловека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного вкакой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора,а также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этогопонятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. Софистов было немало, но наиболее характерны для сути этогонаправления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимойиндивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения. Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не толькотехнике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии.Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальныхвопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусствуи политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям.Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимоот вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходилидо идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также чтоугодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводилок безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях.Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можнодоказать все. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор.Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей:существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждениюможет быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образправления и обосновал равенство свободных людей. Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытиене существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать,так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимостьНесовместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующиеобразы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения— слова. Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной(номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификациисовпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлялэтимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировалпроблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесныхконструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое вниманиеуделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения,что имело огромное значение в дискуссиях. Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусстваслова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслугав изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект являетсямерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождатьчеловеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабыми, наоборот, черное белым, а белое черным. 8 связи с этим софисты посчиталисловесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельнымпредметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизмих зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицатьих несомненной роли в развитии диалектики.