Шпаргалка по предмету "Философия"


Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей»

Софистика — открытый рационалистический (ранее натуралистический)период греческой философии. Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именоваличеловека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного вкакой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора,а также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этогопонятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. Софистов было немало, но наиболее характерны для сути этогонаправления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимойиндивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения. Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не толькотехнике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии.Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальныхвопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусствуи политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям.Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимоот вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходилидо идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также чтоугодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводилок безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях.Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можнодоказать все. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор.Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей:существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждениюможет быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образправления и обосновал равенство свободных людей. Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытиене существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать,так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимостьНесовместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующиеобразы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения— слова. Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной(номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификациисовпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлялэтимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировалпроблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесныхконструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое вниманиеуделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения,что имело огромное значение в дискуссиях. Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусстваслова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслугав изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект являетсямерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождатьчеловеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабыми, наоборот, черное белым, а белое черным. 8 связи с этим софисты посчиталисловесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельнымпредметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизмих зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицатьих несомненной роли в развитии диалектики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.