Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь.Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбыза существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс)до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва»(А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается нестолько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «вчем смысл жизни?», «зачем человек живет?». Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществлениявсех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человекставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность,понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь,приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишьв том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснениеи поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиямичеловеческого бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметьразличную цену. Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественнымпроцессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимостисвоей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определенокончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком накаждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельнымсмыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое.Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненныхценностей. Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтомуи малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключаетсяв самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всехобстоятельствах и даже вопреки им. Смерть — завершающий момент существования живого существа.Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о концеплотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. Вэтом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторонапроблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимостиот мировоззренческих установок. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен.Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своёсуществование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессомумирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем,что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает«целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постояннонереализуемое, адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенностьсодержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственныхее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развиватьвсе свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад висторию, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизниотдельной личности, который она реализует через общество, но таков же исмысл жизни общества и человечества в целом. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующихпоколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды,совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве,в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальноеи более длительное, чем у индивида, существование.