Особенности нынешнего этапа развития России выдвигают напервый план изучение вопроса о том, как происходит превращение одного типакультуры в другой. Да, мы переживаем переходный период в жизни общества,экономике, политике, государственном строительстве, в развитии нашей наукии культуры. Культуры в привычном, наиболее употребимом смысле, в смысле,так сказать, функциональном. А если взять культуру в культурфилософском,обще-цивилизационном, общеисторическом планах, мы должны еще только поставитьвопрос и ответить на него; происходит ли смена типов в российской многовековойкультуре? Или это все-таки смена подтипов? Если, скажем, считать и утверждать,что отечественная культура советского периода — ото не новый тип российскойкультуры , а подтип. Советский подтип российской культуры. Для России важно и научно-философское осмысление, и подключениеинструментов религиозно-философского осмысления в лоне, по меньшей мере,православия и ислама, и понимание того, что, возможно, для России сознаниемкультуры является наука, философия, а ее самосознанием — искусство, литература,с присутствием религии и на том, и на другом «уровнях». Напротив, «русский ренессанс», настаивающий наособом (хотя и не обособленном) пути России, должен быть оценен как явлениекультуры скорее западного характера. Об этом свидетельствует его элитаризм,толерантность, неприязнь к идеологизму и — самое важное — проповедь ценностиличности, ее приоритета над иными ценностями. Индивидуализм, который представители«ренессанса» противопоставили коллекгивизму марксистов, образуетживотворное начало их идей, хотя и смиряемое хранительной соборностью. Казалось бы, этот схематически обобщающий взгляд близок кисторической справедливости, к истине. Но это так только в том случае, еслимы будем продолжать оставаться в лоне европоцентристского мышления. Ведьта же элитарность, то же возвышение человеческой индивидуальности, та жевнутренняя углубленность человека в свой собственный мир — это больше Восток,нежели Запад. В конечном счете, говоря и о необходимости осмысления, использованиябогатейшего опыта всего человечества, всех культур (насколько это возможнои целесообразно), о нашем особом, можно сказать в данном случае «евразийском»положении, следует помнить, что прийти к единству могут разные явления,феномены, наконец, культуры, только реализовавшие себя. Недореализованноеконфликтно несоединимо. Оно органично соединимо с насилием, с противоречиями,которые это относительное единство, в конечном счете, взрывают изнутри.В этом не вся, но значительная часть того, что можно и нужно называть природойнаших революций, потрясений и перестроек. Без такого понимания мы не поймемобъективно существующую, живущую в наши дни философию российского народа,его культуру. Без такого понимания мы не в состоянии выстроить и сформулироватьфилософию нашей государственности, нашу национальную идеологию и политику. Философия культуры современной России — это философия культурынарода, уходящая в прошлое, в пласты веков нашей национальной, многонациональнойистории; многовековой культуры, скорректированной советскими десятилетиями;ищущая себя в знакомой системе координат Восток — Запад с непривычными длясебя поисковыми основаниями и механизмами, рожденными новыми постсоветскимиусловиями, где все и так, и иначе — в экономических и политических возможностяхи реалиях, в геополитических и ближнезарубежных ощущениях, т.е. во всемтом, что не совсем ново, но изрядно забыто, покрыто пылью веков и десятилетийот потрясений смутного времени до сотрясения 1917 года. Философия культурысовременной России — это культура как некая синергетическая система, стремящаясяк выживанию и развитию на основе самоорганизации при сильном давлении извнеи недостаточно сильной поддержке изнутри национального организма.