Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель ЛевНиколаевич Толстой (182&-1910). Подвергая критике общественно-политическоеустройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозныйпрогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывалс решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на которыйпризвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстойпризнавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковныхучений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозногосамосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы,с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. ПоТолстому, «царство бо-жие внутри нас» и потому онтологически-космологическоеи метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякуювласть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественнойжизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднениегосударства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественныхи государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствованиечеловека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок,то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядкагарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципови сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни— основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на кореннойвопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающемубесконечному миру. Огромное место в истории русской и мировой философcкой мыслизанимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор МихайловичДостоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевскийпережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма(участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоениемим религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеипочвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированностьфилософского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся историячеловечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытныйпуть России в этом движении заключался в том, что на долю русского народавыпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спастичеловечество через «новые формы жизни, искусства» благодаряшироте его «нравственного захвата». Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал,которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственнойфилософии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных.Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже подпокровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя,который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русскоерешение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционныхметодов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призванииРоссии, способной объединить народы , на основе христианского братства.Сильные религиозные , мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивымобразом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиознымисомнениями в области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем,нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильноевлияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии началаXX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персонал и стекойфилософии на Западе.